«Весной 1968 года Сикейрос писал мой портрет. Это единственный портрет, для которого я позировал. Между нами на забрызганном красками табурете стояла бутылка вина, – так начинается рассказ выдающегося российского поэта Евгения Евтушенко о собственном портрете кисти знаменитого мексиканского художника Давида Альваро Сикейроса, написанном в Мехико. – Холст был повернут ко мне обратной стороной, и что на нём происходило, я не видел. Через два часа, как мы и договаривались, Сикейрос сунул кисть в уже пустую бутылку и резко повернул ко мне холст лицевой стороной.
– Ну как? – спросил он торжествующе. Я подавленно молчал, глядя на нечто сплюснутое, твердо-каменное-бездушное… Однако я все-таки застенчиво пролепетал: Мне кажется, чего-то не хватает…
– Чего? – властно спросил Сикейрос.
– Сердца, – выдавил я. Сикейрос не повел бровью.
– Сделаем. Он вынул кисть из бутылки, обмакнул в ярко-красную краску и молниеносно вывел у меня на груди сердце, похожее на червовый туз. Затем подмигнул мне и приписал этой же краской на испанском языке в углу портрета: «Одно из тысячи лиц Евтушенко. Когда-нибудь нарисую остальные 999 лиц, которых не хватает. И поставил дату и подпись».
Сегодня это полотно является одним из ценнейших экспонатов не очень большой, но избранной коллекции Евгения Евтушенко, что представлена в музее-галерее его имени в Переделкине.
Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) – мексиканский художник, живописец и график, один из представителей мексиканского мурализма. Это был беспокойный, горячий, искренний человек. Он все время боролся: за новое искусство, за светлое будущее. В годы Мексиканской революции 1910-1917 гг. художник воевал на стороне конституционалистов; в 1920-х годах организовал «Революционный синдикат работников техники и искусства», а в 1936 году принял участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканцев.
Эмоциональные и экспрессивные, не похожие друг на друга, работы Сикейроса объединены общим духом и стилем. Активист и пропагандист социальных реформ, он был радикально настроен даже в выборе материалов и форматов произведений, отвергая то, что он называл «буржуазным станковым искусством».
Природный талант, неутолимый интерес ко всем актуальным художественным течениями позволили Давиду Сикейросу органично синтезировать национальную традицию настенной живописи с новейшими тенденциями художественного мира, которые стали важным фактором в формировании новой пластической концепции в творчестве художника.