Найти в Дзене
Блог КУМОНомамы

Дроби: Подсказки для понимания + Тренажер. Часть 3. Складываем дроби с целой частью

Оглавление

В предыдущих двух частях мы научились складывать и вычитать дроби в пределах единицы, а также попробовали складывать дроби с переходом на целое.

Теперь будем учиться складывать дроби, у которых есть целая и дробная части.

Дроби: Подсказки для понимания + Тренажер. Часть 1. Понятие дроби, простое сложение и вычитание

Дроби: Подсказки для понимания + Тренажер. Часть 2. Единица и сложение с переходом на целое

Это очень просто. К 4 классу мы уже умеем складывать сантиметры и миллиметры, а на прошлом занятии по дробям научились складывать дроби с переходом на целое - так что сегодняшнюю тему легко освоим.

Целое + Дробь

Для начала попробуем решить:

3 см. + 2 мм = 3 см. 2 мм.

Получилось очень легко.

Вернемся к дробям - на нашу линейку и вспомним, что на прошлом уроке договорились считать каждый сантиметр за единицу. Так и продолжим.

Сантиметры мы назовем ЦЕЛЫМИ, а миллиметры - ДОЛЯМИ.

И попробуем посчитать тот же самый пример в дроби:

3 (то есть см) + 2/10 (то есть 2 мм) = 3 2/10 (то есть 3 см. 3 мм)

Потренируемся чуть-чуть:

2 + 3/10

6 + 5/10

12 + 8/10

84 + 1/10

Получается легко, верно? Тогда двинемся дальше.

Целое + Целое с дробью

Попробуем решить пример на сантиметры и миллиметры

3 см + 4 см 2 мм = 7 см 2 мм

Уверена, дети с легкостью это решат - примеры подобного рода проходят еще во 2 классе.

Но если вдруг возникнут затруднения, вспомним, что в таких примерах нужно сначала сложить сантиметры, а потом миллиметры - и всё получится.

Теперь снова превратим наши сантиметры в целые, а миллиметры в доли:

3 (то есть см) + 4 (то есть см) 2/10 (то есть мм) = 7 2/10 (как семь - целых - см и 2 мм)

Договоримся, что при сложении целого и целого с дробью сначала будем складывать целые части, а потом добавлять дробь.

Потренируемся совсем немного:

Обратим внимание в последнем примере, что, какой бы чудовищно большой не выглядела дробь в этом случае, нам не страшно. Ведь самое главное - это правильно сложить целые, а это мы уже прекрасно умеем.

Пока все просто, верно? Теперь перейдем к чему-то поинтереснее.

Целое с дробью + Целое с дробью

Мы легко освоили сложение целого и целого с дробью и договорились, что сначала будем складывать целые, а потом к ним дописывать в ответе дробную часть.

А что, если сложить два целых с дробной частью?

-2

Сначала будет всё ровно то же самое. Мы сложим целые части: 5 + 2, получилось 7. Сразу запишем эту находку в ответ, чтоб не забыть

-3

А теперь сложим дробные части 3/10 + 5/10, получилось 8/10. Подпишем их к 7

-4

Вот, собственно, и всё :-) Легкотня, оказывается :-)

Но есть еще одна ситуация, которая может оказаться чуток посложнее: если в результате сложения у дроби получается слишком большой числитель, то есть выходит неправильная дробь.

Целое с дробью + Целое с дробью = Результат с переходом на целое

На самом деле ничего сложного здесь тоже нет :-) Давайте посчитаем

-5

Мы уже знаем, что начинать сложение нужно с целых.

Посчитаем и как в предыдущем примере запишем:

-6

Теперь сложим дробную часть и запишем:

-7

С получившейся дробью явно что-то не так: ее числитель больше знаменателя, она неправильная. Надо превратить ее в правильную.

Проделаем такой же трюк, как делали в предыдущей статье: посмотрим, сколько раз знаменатель "полностью помещается" в числителе (то есть превратим неправильную дробь в правильную).

-8
В нашем случае это всего 1, но вы помните, что в результате перевода неправильной дроби в правильную может получиться и 2, и 3, и даже 20 или 100 целых.

Теперь получившуюся неправильную дробь нужно прибавить к той целой семерке, которую мы уже посчитали. Так мы получаем:

-9

Попробуйте для начала расписывать с ребенком эти примеры так же, как показано выше. Позже, по мере тренировки, он натренирует глаза на неправильные дроби и переход на целое - тогда промежуточные действия уже не потребуются.

Тогда давайте потренируемся:

-10

Предлагаю решать примеры выше по порядку - от самого левого столбца к самому правому: так ребенок сначала закрепит самое сложное, потом вспомнит тему попроще, и наконец решит очень сложные примеры, где нужно еще сложить двузначные целые.

Напишите в комментариях, если нужны тренажеры с бОльшим количеством примеров - сделаю.

А у меня на сегодня всё. В следующей части начнем учиться вычитать с переходом на целое.

Успехов вашим школьникам!