Найти тему
культшпаргалка

Лунный ландшафт "Лунной сонаты"

Оглавление
И.К.Айвазовский. "Лунная ночь на берегу моря". 1852 г.
И.К.Айвазовский. "Лунная ночь на берегу моря". 1852 г.

При жизни Бетховена "Лунная соната" ещё не была "лунной". Композитор опубликовал это сочинение в 1802 году, и его точные выходные данные были таковы:

Соната N14 "Sonata quasi una fantasia" для клавесина или фортепиано (так написал издатель) до-диез минор, опус 27 N2.

Но какому же меломану понравятся запоминать и произносить все эти скучные цифры, тональности и опусы? Любимая музыка (а эта соната быстро стала очень популярной), проникающая до самой глубины души, не может не иметь своего собственного, уникального имени. Поэтому примерно в начале 1830-х годов, уже после смерти Бетховена, к ней прочно прикрепилось известное название - "Лунная".

История о том, как оно возникло, пересказана уже много раз. Напомним её вкратце.

Как "Лунная соната стала "лунной"

В 1824 году берлинская газета "Berliner allgemeine musikalische Zeitung" в нескольких номерах, частями, опубликовала большую новеллу немецкого поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба "Теодор", в которой один из её персонажей в беседе с друзьями говорит, что музыка первой части этой сонаты (кстати, он называет её Фантазией) рождает в его воображении такую картину:

«Тихо покоится озеро в тусклом мерцании луны, мягко бьёт волна о тёмный берег. Мрачные склоны покрытых лесом гор поднимаются ввысь, скрывая от мира это священное место. С таинственным шорохом, подобно призракам, движутся по воде лебеди, и эолова арфа поёт жалобу одинокой любви под прибрежной скалой».

Вероятно, эта мрачно-романтическая картина произвела впечатление на читающую публику, и спустя лет десять до-диез-минорную сонату уже не называли иначе как "Соната лунного света" (нем."Mondscheinsonate"), "Лунный свет" (англ. "Moonlight"), а в России просто «Лунная».

Уточним попутно, что из этого нельзя сделать прямой вывод о том, что именно Рельштаб ДАЛ этой сонате такое название, как утверждается даже во многих учебниках. Оно сложилось стихийно, а потом уже утвердилось в издательской практике.

Коварная Джульетта

Джульетта Гвиччарди.
Джульетта Гвиччарди.

К Лунной сонате также намертво прикипел сюжет о любовной драме Бетховена. До сих пор никто не сомневается в том, что здесь он выразил свои мучительные переживания, вызванные изменой его возлюбленной Джульеттой Гвиччарди, тем более, что именно ей композитор посвятил эту сонату.

Русский критик Владимир Стасов даже слышал в последних аккордах третьей части удар кинжалом доведённого до безумия ревнивца - почти что в духе "Кармен" Бизе. Нет предела богатому художественному воображению!

На самом деле Бетховен написал эту сонату в то время, когда их роман с Джульеттой не был ещё чем-либо омрачён, и никакого её жениха ещё не было на горизонте. Так что, если связывать содержание Четырнадцатой сонаты с какими-то личными обстоятельствами (а это вовсе не обязательно), то драма этой музыки имеет под собой какие-то другие основания, к примеру внутреннее осмысление жизненных перспектив на фоне прогрессирующей глухоты. Для музыканта, да и вообще для полного сил молодого человека - это история посильнее, чем какие бы то ни было любовные разочарования.

Вот таким был Бетховен в год публикации Сонаты №14 (1802)
Вот таким был Бетховен в год публикации Сонаты №14 (1802)

И вообще - первоначально Бетховен посвятил своей юной ученице не эту сонату, а жизнерадостное Рондо соль мажор. Но вскоре ему понадобилась пьеса для графини Лихновской, и он посвятил это Рондо ей, а Джульетте взамен подарил Четырнадцатую сонату (об этом в старости рассказала сама Джульетта, графиня Галленберг).

Но вся эта жизненная проза никому не интересна. Человечество любит красивые мифы гораздо больше заурядной правды и, похоже, никто не готов отказаться от любовно-драматических смыслов Лунной сонаты.

Зато многие возражают против ее "красивого" названия.

Музыканты против Рельштаба

Как-то так исторически сложилось, что в профессиональной среде принято очень скептически относиться к "лунному" названию Четырнадцатой сонаты.

Даже в комментариях на этом канале автору не раз ставили на вид, что "у Бетховена нет такой сонаты!". Заметим: при этом никто не утверждает, что у него также нет "Аппассионаты" (№23), "Авроры" (№21), "Пасторальной сонаты" (№15) или, допустим, "Бури" (№17), хотя их названия тоже Бетховену не принадлежат.

Почему-то только "Лунная" вызывает довольно заметное раздражение знатоков.

На первый взгляд это объяснимо: ведь Бетховен в этой сонате не лебедей звуками описывал. В первой её части - Adagoi sostenuno - он выразил глубочайшее внутреннее состояние трагической погружённости в себя, точку последнего жизненного рубежа, нечто подобное евангельской молитве "о чаше". Всякий имеющий уши и сердце услышит это и поймёт.

С другой стороны, Христос тоже возносил свою молитву Отцу ночью, при свете луны. Луна и вся её потусторонняя мистика - как бы уже за гранью живого - никак не противоречат такому состоянию, если, конечно, не воспринимать эту музыку чисто иллюстративно. "Более выражение чувств, чем картины", - как написал Бетховен на титульном листе своей Пасторальной симфонии, рисующей сцены природы. Так что ночной пейзаж, которым Рельштаб проиллюстрировал музыку бетховенской сонаты, возможно, не так уж банален.

Главный аргумент в защиту Рельштаба - это то, что семя его ассоциаций дало мощные всходы: название "Лунная" прижилось в музыкальной традиции всех стран (а это случается не так часто) и выдержало испытание временем: её называют так уже двести лет (и будут называть ещё долго), и это, конечно, не случайно.

Тут уместно будет вспомнить мнение Рахманинова на эту тему.
Он был уверен, что отдельные люди и даже самые проницательные критики могут ошибаться в своих суждениях, но публика в целом - никогда.
Людвиг Рельштаб.
Людвиг Рельштаб.

Кстати, Рельштаб тоже ошибался, и ещё как! К примеру, он ругал Шопена за эмоциональные излишества и "гармоническую какофонию" и брюзжал по поводу 👉"Серенады" Шуберта, написанной на его текст, утверждая, что тот испортил его стихотворение своей бездарной музыкой. Но это всё осталось в копилке музыкальных курьёзов, а вот "лунный" образ Четырнадцатой сонаты публика передаёт из поколение в поколение уже два столетия.

Лунная музыка

Собственно, дело даже не в Рельштабе. Знаменитое Adagio из этой сонаты Бетховена и до Рельштаба было "лунным". Именно так - как ночную и лунную - воспринимали эту музыку в начале 19 века.

Вот, например, песня вышеупомянутого Франца Шуберта. Она называется "An der Moon" - "Луне"- и написана в 1822 году (за два года до новеллы Рельштаба) на текст немецкого поэта Людвига Хельти, повествующий о страданиях покинутого влюблённого. "Лунными" фигурациями, очень похожими на бетховенские, Шуберт иллюстрирует текст о луне. Первая строфа стихотворения звучит примерно так:

О прекрасная луна,
Пролей же своё мерцающее серебро
Сквозь ветви зеленых буков,
Где мечты и причудливые образы 
Так часто мелькали предо мной.

Немного позже Джон Фильд пишет свой ми-минорный мрачно-меланхолический Ноктюрн (что в переводе с французского означает "ночной"), в котором тоже есть мерное "лунное" движение в аккомпанементе.

Луне обращена и знаменитая молитва Нормы в одноимённой опере Беллини (1831), и звучит она в антураже тех же самых повторяющихся арпеджио. Подробнее об этой каватине здесь 👇

Кстати, идею этих фигураций сам Бетховен взял у Моцарта: в 1 действии его "Дон Жуана" под эти звуки отлетает душа благородного Командора, убитого в поединке. Дело, как известно, происходит тёмной ночью.

То есть Бетховен в своей знаменитой сонате высказался на понятном всем языке, использовав общепринятую музыкальную лексику, а именно - медленные повторяющиеся минорные фигурации, которые по умолчанию воспринимались как музыка ночного сумрака со всеми образными вытекающими.

Но, как и положено гению, Бетховен несколькими штрихами придал им другое, уникальное и очень глубокое измерение. Это, конечно, не любовные страдания, а глубокое, по сути, молитвенное размышление на пределе жизни. Недаром в музыке есть совершенно внятные символы смерти: мотив креста (четыре звука в ломаном рисунке), ритм похоронного марша. Даже тональность Бетховен выбрал такую, которая традиционно символизировала крестные муки, поскольку она обозначается в нотах четырьмя крестами (диезами) в форме распятия.

Но ночь и луна никак не противоречат этому состоянию, если воспринимать их метафорически, как состояние души.

Добавим, что, описывая ночной пейзаж, Рельштаб имел в виду только первую начальное Adagio сонаты, не замахиваясь на её общий смысл. В финале Бетховен, конечно же, вырывается из "лунного" сумрака безысходности, иначе он не был бы Бетховеном.

Ну и наконец - Эмиль Гилельс с "Лунной сонатой":

О том, какие метаморфозы происходили в 19 веке с этим "лунным" Adagio 👇