Найти тему

"Ступени": Давид Тухманов, Александр Барыкин. Квинтэссенция

Давид Тухманов и Александр Барыкин. "Ступени", 1985. Фото автора
Давид Тухманов и Александр Барыкин. "Ступени", 1985. Фото автора

Здравствуйте.

Во второй половине средней школы эта пластинка стала для меня откровением и большой радостью. С ней можно было и к девушке припереться, и послушать в одиночестве. Качество записи было на высоте, а лирика и мелодии намертво зацепились за что-то тонкое и чувствительное. «Ступени» явились некоей квинтэссенцией, цементирующей связи между эстрадной песней и рок-музыкой тех лет.

Альбом «Ступени» вышел на «Мелодии» в 1985 году и стал достаточно значимым творением в истории советской грамзаписи. Он был создан совместно Давидом Тухмановым и Александром Барыкиным, которые сумели выдать музыкальное произведение, ставшее, пожалуй, одним из символов своей эпохи.

В 1984 году группа новой волны (как называл её Барыкин) «Карнавал» попала в «чёрный список» Министерства культуры, но выступала как группа Александра Барыкина, поскольку запрещено было название, а не работа конкретных музыкантов. Тем не менее, проблемы не исчезли, и Барыкин позвонил Давиду Тухманову с просьбой дать несколько его песен для переработки и дальнейшего исполнения. В результате достигнутых договоренностей и последующей студийной работы весной 1985 года был растиражирован магнитоальбом «Запасной игрок», куда вошла также песня «Спасательный круг», а через полгода вышел диск-гигант.

Пластинка разошлась тиражом свыше 5 миллионов экземпляров. Имевший более весомое имя, а также ставший композитором для пяти песен из семи Тухманов в качестве гонорара получил 1800 рублей, а Барыкин - 800.

Необходимость сочетания аранжировок с мелодией и стихами начала соблюдаться с первой же песни. Альбом звучит очень ровно, хотя после его окончания как будто чего-то не хватает, всего три песни на второй стороне. Но таковы были правила на фирме "Мелодия", которая вечно стремилась сократить время звучания.

Мои любимые на пластинке - лирическая «Но всё-таки лето», свободолюбивая «Запасной игрок» и невероятно красивая, но своим началом подозрительно смахивающая на True To Life группы Roxy Music «Стоп, мотор». Очень хорошая и качественная работа от двух прекрасных представителей сугубо официальной и более свободной части музыкального сообщества. До встречи.

Предлагаю обратить внимание на мой канал "Голос из закрытой коробки". В коротких публикациях делюсь с читателями своими мыслями о событиях и явлениях - нынешних и прошлых.

Читайте и слушайте больше в "Приюте отъявленного меломана":