Найти тему

Фильм "Гонки по вертикали". Классический советский детектив без экшена.

Доброго времени суток уважаемые граждане. Моё почтение - здравствуйте! Сегодня, в рамках простого человеческого чтива, мы поговорим о советском кино. В частности об отличном художественном фильме тех лет - "Гонки по вертикали", снятый по произведению братьев Вайнеров: Аркадия Александровича и Григория Александровича. Это советский детектив 1982 года., и как я говорил: - Восьмидесятые, безусловно, расцвет советского кинематографа. Собственно говоря, в то время мы увидели отличные серьёзные картины, заставляли думать и сопереживать героям, событиям, которые происходили на экране. Этот фильм, тому не исключение.

Фотография афиши из открытых источников
Фотография афиши из открытых источников

Читатели моего блога, порою спрашивают:
-Зачем,пересказывать фильм? Все и так его смотрели...

Вы знаете? Люди нашего поколения, конечно его уже смотрели. Многие уже сто раз переварили и забыли,однако я уверен, что подобное кино должно вновь пересматриваться и не только зрителями-погодками фильма, но и более молодыми людьми. А, стало быть, давайте, доведём до слушателя, читателя и зрителя, некий синопсис, этого хорошего кино. К тому же такой подход и является толчком к просмотру.

СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ
Действия фильма, происходят в то же время, что и показаны в фильме -восьмидесятые.
Со временем заметил, что в современном восприятии и современных фильмах - это время, какое-то чудное, показано с подвохом. Однако оно воспринималось мною в те времена, ровно так же, как и современное. Одно и то же, только люди общались больше и трава была зеленее.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

В центре событий фильма, нам показывают капитана милиции Станислава Тихонова в исполнении прекрасного актёра Андрея Мягкова. Как мы помним - Тихонов персонаж вселенной братьев Вайнеров, который является ключевым персонажем многих произведений, по принципу Акунинского Фандорина. Некий путешествующий персонаж по произведениям.

Ключевым персонажем со стороны преступного мира выступает некто "Батон", он же Алексей Дедушкин в исполнении несравненного Валентина Гафта. Сюжет же развивается так.

Тихонов - умный и образованный человек. Скорее, даже человек профессии. В те времена, помимо того, что люди не "скакали" с места на место, род занятий или если хотите профессия, были ключевыми для советского человека.

Помните эту фразу:

- Кем ты хочешь стать? Она родилась именно в СССР.
Именно такой принцип, для советской системы был наиболее верным. У государства нет времени на то, чтобы её граждане, бесконечно определялись: хочу то, может быть это... Нет. Есть чёткое понятие профессий - выбирай.

Советская профориентация: как это будет. Часть 1
Мнемозина24 сентября 2019

При этом нельзя было сказать, что это мешало советскому гражданину, напротив помогало, помогало не только с определением своего места в обществе, но и приносило в последствии этому обществу пользу в виде специалиста, труженика, может быть рабочего или артиста, не важно.

Фото из открытых источников для настроения
Фото из открытых источников для настроения

Такой подход, давал возможность талантливым в профессии людям занимать своё место с пользой. Для меня Тихонов - это тот самый случай. Человек полностью посвятивший себя профессии следователя и при этом весьма успешного. Понятное дело есть методики и подобная детективная деятельность изучается и преподается в вузах, а подобные методы известны, но всё же. Хотя к нашему киногерою есть вопросы.

К примеру читатели пишут:

Почему Тихонов, допрашивая Дедушкина (1 серия, 20-я мин.) посадил его сбоку, а не прямо перед собой? Притулившись сбоку на стуле, следователь заведомо поставил себя в проигрышную и невыгодную для себя ситуацию. Ему приходится всякий раз неудобно кособочиться, постоянно крутить шеей, зыркая из-под очков на Дедушкина своими глазами. Вместо этого он должен твёрдо и неподвижно сидеть на стуле, пристально и внимательно, не отрывая холодно-стального взгляда от допрашиваемого внимательно следить за его реакцией. Всё это входит в обычные методы допроса. И, кстати, ведёт он допрос не очень-то корректно, а вполне по-хамски, то демонстративно тыкая, то, вдруг - выкает. Допрос не вызывает доверия. В любом случае, кроме методики существует и определённая этика допроса.
Гонки по вертикали (1982)

Тут частично соглашусь. Не смотря на личное отношение к "Батону", Тихонов в фильме не сохранял самообладания. То действительно "тыкал", то "выкал" странное поведение. К тому же для следственных органов - это работа и эмоции не естественны в реальной жизни.
С другой стороны - это кино. И в рамках фильма необходимо, было показать личные переживания следователя в отношении многолетней борьбы с преступностью и тут - это было допустимо с художественной точки зрения, не более того.

Фото из открытых источников для настроения
Фото из открытых источников для настроения

А, от посадки допрашиваемого ничего не зависит. Во всех случаях, когда я имел честь бывать в кабинетах угро и следствия
(не пугайтесь, по работе)
Обстановка именно такая. Маленькие кабинеты, столы стоят друг напротив друга по удобству и табуреточка рядом. Тут расхождений с реальностью нет.
Понравился разговор Тихонова с начальником. К слову, насколько я понял, по замыслу - это постаревший Шарапов из "Место встречи". Начальник сказал, что уже делал Тихонову замечание по поводу эмоций и тот, вроде как понял. Интересный диалог.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

Тут есть на мой взгляд скрытая отсылка к диалогу Шарапова с Жегловым, когда Шарапов говорил про "Кистень" и о том, что нельзя прогибать закон под себя. Однако к делу.

"Батона" задержали с чемоданом с различными иностранными вещами и старинным орденом. С одной стороны состав преступления наверняка есть: вор рецидивист, вещи подозрительного характера и отсутствие потерпевшего, всё - это очень подозрительно, но юридически состава нет. Следователи пытаются найти потерпевшего в короткие сроки или "Батона" придётся отпускать.
ПОГОВОРИМ О СИСТЕМЕ.

Весь сюжет фильма пропитан уважением к органам внутренних дел и мне - это по нраву. Принципиальные, честные, профессиональные люди, стоящие на страже законности. Здорово показано.
Очень понравился разговор "Батона" с дежурным офицером СИЗО, который отдаёт ему свои бутерброды, так как кормить будут только утром. А, тот в свою очередь глумиться над ним... ,гадёныш.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

В жизни, такое вряд-ли могло быть. Такой близкий контакт, конечно вымысел авторов, но в рамках кино смотрится здорово. В итоге по закону вора отпускают за отсутствие состава преступления с его стороны, хотя и понятно, что не всё тут чисто и следствие по чемодану продолжается отдельно. "Батон" же, продолжает свои грязные делишки, а Тихонов дав ему обещание посадить его, продолжает распутывать дело.

Тихонов, показан человеком у которого не всё ладно в личной жизни. Конечно, причиной тому не он сам, а его спутница. Тут речь о том, что он принципиален и в личной жизни и не готов на уступки, если дело касается справедливости. Такой не гибкий подход, мне кажется лишнее. Что-то есть от Жени Лукашина из "С лёгким паром". Вроде человек. А немного деревянный, без души что-ли?

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

Интересная сцена с вечерним ужином, когда его напарник предлагает сходить к нему в гости на ужин, есть даже что выпить (посидим, поболтаем).
Однако Тихонов отказывается под мнимым предлогом. Почему? Видимо попросту зануда. Он идёт вместо того, чтобы поужинать с товарищем в коммерческий кабак. Он голоден - это видно и заказывает суп и кушает хлеб с горчицей - никаких изысков, сплошное самопожертвование. Странно. Скорее не современно. Видимо тут не в деньгах дело, а в человеке. Очерствел видимо совсем и общество само по себе не особо ему и интересно. На эту тему правильно ему сказал "Батон", что есть такие люди которые дома "ноль", а на работе важные и работа для них превращается во, что-то большее - во всю их жизнь. Видимо он прав... Тихонов создает впечатление именно такого человека.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

Вор - есть - вор!

"Батон", как не странно, показан тоже человеком, хотя и находящимся на самом дне. Он не вызывает сострадания, скорее автор хотел показать его переживания, связанные с разочарованием своей собственной жизнью. Он тоже живёт со своей подругой, которая видимо от него порядком устала и которой он говорит при встрече: - Земля мня не держит... Намекая на то, что его бы не мешало бы пожалеть, хотя в последствии берётся за старое и уж точно смотрится омерзительно. Череда краж, совершаемая "Батоном" только всё усугубляет, а следствие всё ближе подходит к развязке этого дела.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

Не смотря на свою детективную простоту, фильм очень яркий. За персонажами смотреть интересно. Как развивается их жизнь, что происходит по обе стороны добра и зла и тем понятнее финал этой истории. Борьба с преступностью - бесконечна, как всё в этом мире, снова будут следователи и преступники, добро и зло, однако оно будет в любом случае наказано. Посыл такой.

Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"
Кадр из кинофильма "Гонки по вертикали"

Борьба добра и зла, процесс бесконечный и на место одних, приходят другие, но общество должно отличать добро от зла и это очень важно.

Все подкасты канала тут: https://pmskate.mave.digital
Наш телеграмм канал:
https://t.me/pmgolos
Задонатить автору можно по ссылке:
https://yoomoney.ru/to/41001309859591
Автор статьи и канала: Ермаков Олег©