Исполняя русские песни, певец стал воплощением русской мощи, нервом русского народа, его олицетворением. Даже спустя столетие в шипящем и скачущем качестве «Дубинушка» в исполнении Федора Шаляпина вызывает мороз по коже.
Хороших певцов немало, оглядываясь вокруг и глядя назад, в историю, мы можем легко назвать более двух десятков имен в каждом поколении. Их любят, помнят, узнают. Гениев, чьи имена и песни звучат через века, единицы, тем ценнее память о них.
Певец-художник
Шаляпин не раз бывал в Крыму и в Севастополе. Первые концерты совсем молодого и тогда еще только подающего надежды Шаляпина состоялись в 1898 году. Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов в составе группы артистов Частной русской оперы приехали на гастроли в Крым. Сначала состоялся концерт в Ялте, где певец познакомился с Чеховым. Затем были концерты в Гурзуфе, Севастополе, Алупке и других городах.
Крымская пресса так писала о выступлениях молодого певца:
- Это певец-художник в самом серьезном значении этих слов... Какая видная будущность предстоит этому замечательному таланту, если в такие молодые годы он уже представляет собой не сырой материал, а законченного художника...
Крым всегда притягивает людей творческих, талантливых, неординарных. Он дарит вдохновение, лечит душу и тело. Не раз Шаляпин приезжал на полуостров: в 1902 году Шаляпин гостил на даче «Нюра» у своего друга М. Горького, навещал больного А.П. Чехова в Ялте, встречался с И.А. Буниным, В. И. Немировичем-Данченко и многими другими.
Спокойные, тягучие крымские вечера, море и голос великого певца, поющего в кругу друзей.
Крым покорил сердце Шаляпина, и здесь, в имении О.М. Соловьевой «Суук-Су», на даче «Орлиное гнездо» в Гурзуфе (в настоящее время это территория лагеря «Артек»), Федор Иванович решил воплотить свою идею о постройке «Замка искусств», где мечтал обучать «даровитую и серьезную молодежь». Он выкупил у О.М. Соловьевой скалу, находящуюся в море. У архитектора И.А. Фомина в 1915 году был заказан проект замка в соответствии с замыслом артиста. Началось активное строительство моста с берега на скалу.
Работы были прерваны в связи с революционными событиями 1917 года. Лето 1917-го семья Шаляпиных провела в Мисхоре на даче. В этот период Федора Ивановича попросили организовать и поучаствовать в благотворительном концерте моряков Черноморского флота в Севастополе.
На изломе истории
Этот концерт стал легендой Севастополя. Именно тогда, в 1917 году, в городе русской славы родился прообраз нынешнего Ансамбля песни и пляски Черноморского флота - Матросский хор.
В своих воспоминаниях Шаляпин пишет:
- Я тоже радовался тому, что произошла настоящая революция, а в городе не построена ни одна гильотина, депутатов не возят по городу в клетках и нет всеобщей резни.
Севастополь в 1917 г. был удивительным городом, несмотря на войну и начинающуюся смуту, хор регентов севастопольского порта под управлением К.А. Кравцова часто выступал по вечерам на Приморском бульваре с так называемыми патриотическими программами, составленными из произведений П.И. Чайковского, М.И. Глинки и др. Особой популярностью пользовались в их концертном исполнении народные песни. Публика валом валила на Приморский бульвар. Поразила посещаемость зрелищ в Севастополе военной поры: при 69 432 жителях (из них обоего пола старше 13 лет - 47 851 чел.) только 22 января 1917 г. театры и иллюзионы посетило 9644 человека.
Конечно, к приезду в Севастополь Шаляпина обстановка в городе ухудшилась. Но не надо забывать: в Российской империи существовала восхитительная певческая культура, а духовые полковые оркестры повсеместно очень часто по воскресеньям играли в парках. Кроме того, на кораблях ЧФ также были великолепные голоса моряков. Шаляпину было из кого составить хор и оркестр.
Севастопольская публика начала готовиться к выступлению великого русского артиста.
Шаляпин задумал в Севастополе нечто неожиданное. Вот как начало подготовки концерта описывает его участник М. Бичурин:
- Вся могучая фигура артиста дышала какой-то подспудной дремлющей силой, а широкие свободные движения были на редкость пластичны и музыкальны. Со своим торчащим на голове хохолком он производил необычное, даже интригующее впечатление - в нем сразу ощущалась интересная индивидуальность. Мы обсуждали подробности, касавшиеся концерта. Решено было провести его под открытым небом в павильоне для симфонических концертов, в сопровождении регентского хора и симфонического оркестра военно-морской базы, - так, чтобы сделать его доступным для самой широкой публики. Вокруг мест перед музыкальным павильоном предстояло соорудить специальные гигантские трибуны для простого народа. В Севастополе воцарилось невероятное оживление, казалось, что на это время война и революция отступили на задний план. Город был счастлив: ему выпало слушать Шаляпина, и никто не удивлялся, что колоссальное число билетов было распродано за два дня...
Состоявшийся 11 июля 1917 года концерт эхом отозвался в сердцах 30 тысяч зрителей. Все трибуны и места перед эстрадой были заполнены.
Артист вышел на сцену в матросской парадной форме с красным знаменем в руках и сказал: «Я горд и счастлив, что смог приехать к вам, граждане матросы и солдаты. Я счастлив приветствовать в лице Черноморского флота свободную русскую армию».
Концерт был воссоздан 105 лет спустя - в июле 2022 года. В память о великом певце над Приморским бульваром звучали новые, молодые голоса.
Летом 1918 года семья Шаляпиных приехала в Ялту, но уже без Федора Ивановича: по состоянию здоровья он был вынужден выехать в Кисловодск. В Крым он больше никогда не возвращался. До 1922 года Шаляпин со своей семьей жил в Москве, затем выехал за границу на лечение.
Умер Федор Иванович 12 апреля 1938 года в Париже и был похоронен на кладбище Батиньоль. В 1984 году его прах перезахоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
Наследие гениев - что дает оно потомкам? Наверное, ту самую генетическую память. В одной из крымских газет в 1917 году был напечатан отзыв о севастопольском концерте неназванной женщины-зрителя:
- Нет, слушать Шаляпина тяжко - ведь он своим пением всю душу в человеке переворачивает, сердце сжимает, уничтожает довольство, поселившееся в нас за годы жизни. Хочешь не хочешь, а человек слышит и видит то, о чем помышлял лишь подсознательно, тайно. Да, это великий, но одновременно и жестокий талант!
Автор: Ирина Неверова