Путешествия на вездеходах по удаленным уголкам нашей родины — это незабываемые впечатления, восторг познания, который хочется переживать снова и снова. С чего начинается знакомство с вездеходными путешествиями? Как ни странно, не с покупки вездехода. Хотя именно вопрос “какой вездеход мне купить, чтобы так путешествовать?” я чаще всего слышал от гостей моего стенда на выставке “Вездеходер”.
На выставке Вездеходер на моем стенде были десятки посетителей, среди которых Стас Коненко — главный редактор Книги Рекордов России, с которым мы однажды весьма существенно поприключались в зимнем Заполярье, во время фиксации очередного экстремального рекорда, но это отдельная история;)
Второй популярный вопрос был — “как поехать с вами в путешествие”. Текст ниже, проиллюстрированный фотографиями и видео с разведки одного из выездов “выходного дня”, ответит на оба вопроса.
Начнем с покупки вездехода. Тут можно провести аналогию с лыжами. Если ты купил лыжи, то не означает, что стал лыжником. Неважно, насколько крутые твои лыжи и экипировка. Ты в начале пути. Чтобы ездить, необходимо учиться. Стоять на лыжах хороший инструктор научит хорошего ученика за день. Уверенное катание потребует нескольких лет подготовки. И при этом процесс развития навыков и умений, в идеале, не будет останавливаться никогда.
С вездеходами все то же самое. Недостаточно поставить фаркоп, купить крутой вездеход и прицеп к нему. Чтобы стать настоящим вездеходчиком, машину надо знать от и до.
Речь не столько о механической начинке, сколько о возможностях машины. Правильная техника преодоления препятствий в разы увеличивает фактическую проходимость. Умение считать рельеф и покрытие сделает движение более эффективным и безопасным — как для техники, так и для тех, кто в кабине. Осознавая постепенно возможности вездехода, набирая накат на маршрутах разной сложности, постепенно лучше понимаешь, как спланировать собственные путешествия.
То есть фактически мы приходим к тому, что для того, чтобы путешествовать на вездеходах, нужно учиться ездить, и планировать маршруты. Под планированием тут полагается не только фактический GPS-трек, но и понимание, какую его часть можно пройти и за какое время, в каких погодных условиях, где потребуется дозаправка, что с собой нужно взять, как конкретно будет осуществляться ремонт и эвакуация в случае непредвиденных обстоятельств.
Что намекает на наличие как минимум второй машины, механика, набора запчастей и спутниковой связи. А еще — правильное питание, ночлег, удобства в лагере. Надо знать, когда встает и входит солнце, график отливов и приливов, ледовую обстановку и все остальное, что актуально по маршруту.
В длинных и автономных выездах группу должен сопровождать опытный врач-хирург со всем необходимым. Вообще, все сколь-либо масштабные путешествия требуют очень точного расчета всех параметров, чтобы поездка приносила только радость.
У кого и как этому учиться? Это хороший вопрос. Несмотря на то, что в некоторых регионах России абсолютное бездорожье (например, болота или тундра) занимают большую часть площади, а в стране формально выпускаются десятки моделей вездеходов, путешествия на вездеходах все еще являются диковинкой. Скажу больше — единицы из числа владельцев вездеходной техники полноценно путешествуют на них, а не просто катаются вокруг своего загородного дома.
Чем прежде всего путешествие отличается от бессмысленного штурма бездорожья, помимо тщательной подготовки? Совсем не обязательно это длительность поездки, путешествие может быть даже однодневным, и причем начинаться от того же загородного дома.
Прежде всего, у путешествия него есть заранее разработанный и проверенный маршрут, проложенный с учетом нарастания сложности и объема впечатлений, с исключением излишне монотонных участков.
Чередование типов рельефа и пейзажей, усиление в виде ключевых точек — неважно, в объеме выходного дня или двухнедельного трипа — важный принцип для любого путешествия.
Непрерывность познания и расширение его пределов не терпит бесчисленных повторений. В том числе поэтому правильные путешествия далеки от выживания — это максимум эмоций, но холодный расчет и реалистичный график движения, исключающий избыточное время, проведенное за рычагами.
Усталость и голод притупляют восприятие, и если ты замучался ехать и трястись — никакие красоты уже будут не в радость. Тем более, если их не видно из-за темноты.
Вообще, в правильном путешествии нет и не может быть никакого “выживания” — только положительные эмоции и комфорт. Вообще, у хорошо организованной поездки всегда есть характерный признак — все происходящее выглядит легко и непринужденно, хотя за всем стоит тщательная подготовка.
Для вездеходного маршрута очень важно, чтобы на пути присутствовали именно те препятствия, на которых ваш вездеход показывает себя в полную силу, где его применение оправдано.
Например, когда на маршруте есть река. Как показывает мой личный опыт, наибольшее впечатление на людей производит спуск в воду и выезд из нее, пересечение водоемов и болот.
Нет никакого смысла ездить на вездеходе там, где хватит и внедорожника. Но в упомянутой ситуации с рекой, даже на самом крутом квадрике вы можете доехать лишь до ее берега. Наверное, можно будет приплыть в эту точку на лодке, но по суше она не поедет. Вездеход дает свободу выбора направления в максимально широком смысле.
Подводя итог. Если собираетесь путешествовать на вездеходах, то собственно покупки вездехода для этого недостаточно. Даже самый крутой вездеход в тюнинге и с кожей страуса на сиденьях не сделает вас ни путешественником, ни вездеходчиком.
Но всему можно научится. Главное — желание познавать новое, и достаточно опытные люди, с которыми можно отправиться в путешествие. На день, на выходные, или может быть даже на месяц. Покупать вездеход для этого не обязательно.
А вы хотели бы отправиться в путешествие на вездеходах? Что вас привлекает, и привлекает ли, в этой технике? Доводилось ли ездить? Делитесь опытом и задавайте вопросы в комментариях!
***
Читайте также другие мои истории про вездеходы:
— С чего начать знакомство с миром вездеходных путешествий
— Этим машинам дороги не нужны. Какие вездеходы делают в России и причем тут Илон Маск?
— Вот что такое настоящие топи. На вездеходах через гигантские болота.
Путешествие по Якутии на вездеходах.
— Часть 1. Отчаяние и надежда ПГТ "Тикси"
— Часть 2. “Размороженная” военная часть радиоразведки
— Часть 3. Следы могущественной цивилизации в Арктике
— Часть 4. Тикси-Геоточка 2
— Часть 5. Тундра вне времени
— Часть 6. Знакомство с дельтой Лены
— Часть 7. Пляжная столица мира
— Часть 8. Почему Север — это любовь навсегда
— Часть 9. Путь на загадочный остров Тит-Ары
— Часть 10. Как живут рыбаки на необитаемом острове в дельте Лены
— Часть 11. Вездеходы из самоходки и эхо ленд-лиза на острове Тит-Ары
— Часть 12. Темные страницы истории острова Тит-Ары в дельте Лены
— Часть 13. Плывем на “Шерпах” 6.5 км через реку Лена
Путешествие на вездеходах от губы Восточной Лицы до п. Туманный (Кольский полуостров):
— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.
— Часть 5. Ржавое наследие Тундры
***
Уважаемые читатели, я завел телеграм-канал artemspec, в котором делюсь разным интересным за рамками моего блога на Д2. Буду рад видеть вас в числе подписчиков.