Найти в Дзене
Vostok Today

Логистический коллапс – уголь «забивает» восточный полигон

Практику перекрёстного субсидирования угольщиков за счет других отраслей пора пересмотреть Санкционный кризис 2022 года для российского бизнеса постепенно перерос в логистический. Экономика сделала вынужденный разворот на Восток. Во втором полугодии прошлого года объём железнодорожных перевозок в восточном направлении составил 80 млн тонн, и только 76 млн тонн ушло на Запад. И это впервые в истории РЖД. Генеральный директор – председатель правления компании «Российские железные дороги» Олег Белозёров считает, что его организация справилась с новыми вызовами. Об этом он доложил президенту страны на недавней встрече. Однако у отраслевых экспертов — иное мнение. Так, кандидат экономических наук, ведущий эксперт по транспортной логистике и основатель проекта N.trans Lab Мария Никитина считает, что монополист закладывает основы для диспропорций экономического развития всей страны в будущем. Подробности — в материале ИА Vostok.Today. В этот кризис РЖД были предоставлены колоссальные возможно
Оглавление

Практику перекрёстного субсидирования угольщиков за счет других отраслей пора пересмотреть

сайт N.trans Lab
сайт N.trans Lab

Санкционный кризис 2022 года для российского бизнеса постепенно перерос в логистический. Экономика сделала вынужденный разворот на Восток. Во втором полугодии прошлого года объём железнодорожных перевозок в восточном направлении составил 80 млн тонн, и только 76 млн тонн ушло на Запад. И это впервые в истории РЖД.

Генеральный директор – председатель правления компании «Российские железные дороги» Олег Белозёров считает, что его организация справилась с новыми вызовами. Об этом он доложил президенту страны на недавней встрече.

Однако у отраслевых экспертов — иное мнение. Так, кандидат экономических наук, ведущий эксперт по транспортной логистике и основатель проекта N.trans Lab Мария Никитина считает, что монополист закладывает основы для диспропорций экономического развития всей страны в будущем. Подробности — в материале ИА Vostok.Today.

В этот кризис РЖД были предоставлены колоссальные возможности для расшивки логистического коллапса.

Один за счет всех

Инвестиции на строительство БАМа и Транссиба возросли вдвое, тарифы в прошлом году были проиндексированы несколько раз. Причем на уровень, превышающий более двух десятков процентов. Таким образом, у РЖД был полный карт-бланш, чтобы организовать транспортный коридор и поддержать разворот экономики на Восток.

Но эффект получился с оговорками. Весь прошлый год в Кремль летели депеши со всех уголков страны. Каждый предприниматель был вынужден упрашивать власти дать дорогу конкретно его грузу.

В итоге мы получили беспрецедентно высокий набор отраслей, сильно недовольных работой РЖД. И это объяснимо: на железных дорогах завязано более 80% российского экспорта.

Между тем, погрузка на железной дороге за 2022 год упала на 3,8%. Особенно драматично просели лесные грузы (— 24,8%), лом черных металлов (— 21,5%), минеральные удобрения (— 6,9%). То есть, это именно тот грузопоток, который связан с более высокой стадией передела продукции в российской экономике. А вот уголь суммарно сократился всего лишь на 4,9%, при этом его экспорт в восточном направлении вырос.

Одной из ключевых причин такого перекоса является долгосрочное беспрерывное датирование перевозок угля за счет других грузов. И эта диспропорция сформировалась не сегодня.

Угольная отрасль в последние десять выжила во многом за счет недоплаты по тарифам РЖД. В тоже же время другие участники рынка вынуждены были платить по полной за услуги перевозчика. Уголь постепенно вытеснял с железной дороги все прочие перевозки и занял 70% от общего объёма грузоперевозок РЖД.

Раньше эти перекосы были заметны только узкой группе транспортных экспертов.

Ранее мы писали – Кирилл Тремасов, ЦБ: «Ещё ничего не закончилось. Разворот произойдет не раньше середины этого года»

Фото: pxhere.com
Фото: pxhere.com

Нужны справедливые принципы

С введением беспрецедентных санкций против России и увеличением спроса на перевозки в восточном направлении проблема стала всеобщей.

Уголь не только «забивает» восточный полигон на 85%, но и в чем-то тормозит эффективное функционирование других секторов, пользующихся услугами «железки». На дефицит пропускных способностей жалуются нефтяники, металлурги, лесники и ритейл.

При этом доля угля во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны составляет 0,48%, а количество занятых в отрасли только 0,2% от всего работающего населения России. Для обоснования скидок на перевозку угля нас все время (и надо сказать – небезуспешно) пугали социальным кризисом в угольных регионах.

Однако сегодня экономическая стагнация из-за невозможности вывезти свой груз начинает всерьёз угрожать уже действительно значимым, доходообразующим отраслям российского бизнеса. В этих секторах занято существенно большее число людей. От них, по сути, зависят региональные бюджеты.

Пришло время, если не исключить уголь из когорты избранных, то хотя бы пересмотреть сам список и условия тарифных дотаций перевозок. Речь идет о новой политике без перекрёстного субсидирования. Не должны и уже, пожалуй, не могут те же нефтяники с потолком цен в $60 за баррель, закрывать бреши других отраслей. Значит, есть необходимость в решении логистических вопросов в более справедливом подходе для российского бизнеса.

Иначе другие сектора, в том числе и высокотехнологичные, будут терять конкурентоспособность.

Читать статью на Vostok.Today

Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала