Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Вот и с маркетплейсами всё вроде замечательно, но постепенно начинают выплывать подводные камни.
Перед Новым Годом пришло сообщение от Озон, что в связи с большой нагрузкой на логистические цепочки, товары дешевле 800р. будут отображаться только в домашнем регионе.
Вот-те маменька и Юрьев день, подкрался звездец пленительного счастья откуда не ждали, да еще и перед главным событием, когда все разлетается, как горячие пирожки.
Это значит, что, если у меня из 100 проданных бутылок на домашний регион приходится только 35%, то я моментально получаю следующие плюхи, которые идут друг за другом усугубляя ситуацию, как снежный ком:
товар опускается в поиске либо не отображается вовсе
снижаются продажи
увеличивается стоимость хранения на складе (я работаю по FBO)
а раз товар стоит, а у него есть срок годности, то я впоследствии могу столкнуться с тем, что просроченный товар мне придется забирать со склада и утилизировать.
а сборка товара на возврат тоже стоит денег. Что-то около 50р. за позицию
Ну жопа, не иначе.
Поднялась волна; подозреваю, что продавцов с товарами стоимостью до 800р. очень много, и Озон скорректировал сумму до 500р.
Я в первый раз просто поднял цену до 801р и сделал скидку до стандартной, но всё равно друзья из Питера и Москвы говорят, что периодически я пропадаю из поиска на площадке.
Да и продажи снизились... Беда, печаль.
Провел анализ, по нему выходило, что мои замечательные масла и соевый соус болтаются на 289 и ниже местах, т.е. тем упорным покупателям, кто долистал до меня на хрен пойми какой странице - надо кланяться в ноги и выдавать орден: "Самый настойчивый покупатель года!"
Но здесь бОльшую долю берет на себя Трюфельное масло, которое благодаря своей раскрученности продается лучше всего. Но и у него и самая высокая себестоимость.
Ну конечно, у Озона дохрена инструментов для продвижения товаров: продвижение в поиске, трафареты, отзывы за баллы, распродажи.....
Вот только они не бесплатные, а большинство с минимальным бюджетом, например:
участие в акциях, нечасто это 5%, а гораздо чаще 15-20%
трафареты (это когда товары поднимают повыше, при переходе на категорию, например: масло подсолнечное) минимум 550р. в день
ах да, продвижение акционных товаров - от 5000р. за компанию на период проведения акции.
продвижение в поиске: стандарт от 7% до 100% - тут уже по желанию
Премиум аккаунт. Раньше было честно: оценка твоих товаров выше 4,5 балла - пожалуйте, вы наш царь и бог, вот вам фирменная лычка. Потом Озон решил, что на этом тоже можно поднять баблишка и сначала сделал премиум платным по 990р., а теперь 2500р. в месяц.
Да, возможно за синюю корону это не так много, но когда всё это в совокупности факторов и желании оставаться на плаву - нормальная такая сумма получается.
Ещё же идет просто комиссия площадки за продажу моих драгоценных копчёных масел, а это около 25%.
Но, я, как человек рожденный в СССР, и даже чуть было не ставший комсомольцем, а если бы наша великая и могучая не развалилась, то чем чёрт не шутит, - и коммунистом. А из этих людей гвозди можно было делать, вот и в надежде, что и во мне осталось чуть больше углерода, чем положено изначально - решаю расширить ассортимент и сделать поставку на московский склад.
В планах пораспродать копчёное подсолнечное масло, вместо него будет Острое копчёное подсолнечное масло, с перцем пири (разновидность острого перца). Изначально сделал его для себя меньше года назад, т.к. имею слабость к остренькому.
Но пожаренный на этом масле скрамбл, или паста карбонара - это просто секс. Мягкая но ощутимая продолжительная остринка с ароматом копчения - взрывает вкусовые сосочки!
И полгода назад, уж не знаю по какой причине стало глаза мозолить то там то сям упоминание про чёрный чеснок.
Впервые я услышал о нем лет 5 назад, потом из моего информационного поля это ушло и вот, он вернулся. К подсознанию надо иногда прислушиваться и начал гуглить:
Да это же вундервафля и суперфуд! И антиоксидатов там куча, гораздо больше, чем в обычном белом чесноке. И даже для борьбы с раковыми клетками применяют, и история 5000лет ему в обед.
Ну и т.к. имею некое отношение к кулинарии (инженер-технолог продуктов питания), то конечно же, я не стал покупать готовый а сделал сам. Всего-то понадобилось 2 месяца ожидания, и вот я открываю чеснок прошедший продолжительную ферментацию....
запах.. Не, не так ЗАПАХ. РЕЗКИЙ как будто передо мной не 5 головок чеснока, а я попал в чесночный ад. Вызывающий слезоточение и головокружение, сладковатый с примесями запаха чернослива и изюма! и ЧЕСНОКА!
Значит - продукт качественный, надо пробовать.
Мягкий, вкус сладковатый с тем же черносливом и чесноком, и изюмом, но без чесночного выхлопа в выдохе. И, поскольку у меня все-таки преимущественно масляный бизнес, я изначально высушил этот чеснок (ох, эти фантастические запахи около 2-х дней....), затем измельчил и настоял. Если правильно говорить, произвел мацерацию масла и соевого соуса на чёрном чесноке.
В общем соевый пока оставил до лучших времен, ещё не время, тут бы людей к копчёному приучить и познакомить.. А вот масло с чёрным чесноком - получается ароматное, полезное, необычное и универсальное.
Короче сейчас поставка уже в пути в сердце нашей Родины, и я с замиранием в груди жду приведет ли это к камим-то качественным изменениям в продажах.
И вот мы плавно возвращаемся к нашему барану Озону.
Выше я говорил, что методы продвижений предлагаемый площадкой, но если посмотреть на ранжирование товаров, то окажется, что без продвижения, с высокими оценками, на первых позициях есть товары только одного продавца. Будете угадывать, или уже угадали?
Да, Озон тоже продает. В моем случае - тоже масло и оливковое и подсолнечное. Есть очень интересная книжка: Вик Довнар: Антимаркетплейс.
И нет, за рекламу никто не платил, я еще маленький ))
Короче, я попробовал почти все инструменты, и судя по аналитике - они нихрена не работают!
И это никак не зависит от инструментов, что я использовал. Ровно тоже самое было всё лето (премиум, отзывы за баллы и трафареты). Осенью я специально отключал Премиум и трафареты.
Но вроде всё хорошо, количество посетителей растет, но конверсия очень низкая:
И с чем это может быть связано?
Интересно также то, что изначально фотографии товаров были сняты на телефон на кухне, потом профессиональным фотографом и на продажи качество картинки никак не повиляло. Ниже привожу фотографии:
На этом аналитический блок решаю закончить ))
Еще раз настоятельно призываю порадоваться, что мы получили лицензию на торговый знак.
В этом нам помогла компания Ярпатент.
Так было неожиданно получить от них не только сертификат уже в рамочке, но и кучу всяких мелких приятностей.
Какие можно сделать выводы на текущий момент:
Капитализм это - не только очень хорошо, но и очень плохо. Если решил стать предпринимателем и не "работать на дядю", то сил тебе надо прилагать больше, быть более гибким и готовым моментально действовать в постоянно меняющихся условиях.
Любой бизнес - Авантюра! Никаких гарантий и безопасности. Но кто не рискует.... Тот не рискует! на шампанское пока не заработал )
Но и бросать это дело не собираюсь. Я вас всех подсажу на свое вкуснейшее копчёное масло и соевый соус!!! Чтобы в каждой кухне стояло! Но не пойми меня неправильно, это не целью обогатиться, а мне приятно делится классными вещами.
А еще я думаю, что надо выходить на другие площадки. Дикая ягодка меня пугает своими драконовскими начальными взносами, а про Сбер и Яндекс информации очень мало.
Всем, кто дочитал до конца - аплодисменты! Буду рад обратной связи. Пишите комментарии, мне важно твое мнение!
Всем добра!