Найти тему

Когда придёт осознание…

Как маленький ребёнок, который капризничает, потому что не понимает, что устал и хочет спать, так и те, кто в очередной раз жалуются на "плохое обращение", не осознают: чем они недовольны, в чём первопричина и чего хотят:

– Батюшка-надёжа, царь! Мы – твои верные слуги; не вели с нами плохо обращаться, вели, чтобы – хорошо. А за нами не постоит: все, как один за тебя головы сложим!

– Чего же вы хотите, холопы?

“А в ответ – тишина”: У них нет ни Стеньки Разина, ни Емельки Пугачёва, ни лейтенанта Шмидта.

У них нет даже Керенского или Родзянко.

У них никого нет.

А сама по себе субмиссивная нерассуждающая масса никогда не придёт к пониманию того, почему они “устали” и будет капризничать про “условия” и про то, что вообще-то они, дескать, готовы “выполнить долг”, но почему их вот сейчас “взяли и послали”?

Или они думали, что их будут спрашивать? Может, на голосование поставят? Или они устав не читали?

“Караул устал!”

Это – в прошлом.

– Так что же делать?

А разве я непонятно сказал? Вон там, четвёртая строчка выше. Только эту фразу надо лепетать не с челобитной в руках, закрыв лица перед камерой, а произносить в тех декорациях и так, как она прозвучала в первый раз: мы же любим всё старое?..

Но трудно ожидать этого от тех, кто, отправившись убивать, потому что им так сказали, теперь жалуются на то, что им не так заплатили, не туда отправили и не так с ними обращаются.

Когда-то я писал, что потом, когда придёт осознание того, что они творили и инструментами чего оказались, они – как вьетнамские ветераны в США, – будут бросать свои медали на брусчатку перед правительственными зданиями.

Возможно, я ошибался. Возможно, они будут показывать награды внукам и гордиться тем, что “защищали родину”.

– Что ты сделал в своей жизни, дедушка?

– Я родину защищал.

А в той стране, где сохранится память об этом, в музеях будут выставлять экспозиции: как именно они это делали и забредшие туда – от любопытства и когда их будут пускать в ту страну, – внуки, будут выходить оттуда в шоке и трепете…

… особенно, если найдут свою фамилию в длинном списке имён…

– Как же так, дед?

Но это – когда придёт осознание.

Поправлюсь:

Если…

Потому что, глядя на людей, читающих, закрывая лица, свои жалобы, мне кажется, что это слово будет более правильным.