Найти тему
ЯМадама

Детское кино советских режиссёров. Удачный 1966-й

Оглавление

С большим скрипом отечественный кинематограф поворачивается лицом к юным зрителям. Выпуск детских фильмов поставили наконец на более-менее регулярную основу. Тенденция радует, но нельзя не заметить, что не всё получается. И на этом фоне всё чаще вспоминаются традиции советского кино для детей. Имена режиссёров, которые одновременно были педагогами, авторов сценария, что умели найти путь к сердцам юных зрителей. Фильмы, что когда-то запали в душу, и остались с нами навсегда

Кадр из фильма "Маленький беглец", 1966
Кадр из фильма "Маленький беглец", 1966

Здравствуйте!

Советская школа детских и юношеских фильмов появилась в начале шестидесятых. А уже в 1966 году случился расцвет. На экраны вышла целая плеяда фильмов, каждый из которых заслуживает внимания.

Это продолжение разговора про советские детские фильмы 1966 года. Начало здесь:

«Маленький беглец», режиссёры Эдуард Бочаров и Тейноскэ Кинугаса

Этот фильм снят в популярном ныне жанре роуд-муви: история большого путешествия маленького мальчика. Но воплощает ещё одну прекрасную кино-традицию: международного совместного творчества.

«Маленький беглец» - фильм, родившийся благодаря творческому сотрудничеству советских и японских кинематографистов.

У десятилетнего Кэна из города Токио две мечты: стать музыкантом и отыскать отца. Случайно мальчик узнаёт, что его отец живёт в далёкой Москве. И отправляется в долгое непредсказуемое путешествие. В этом ему помогут волшебные русские куклы матрёшки, добрые люди и настоящий чудесник – весёлый цирковой клоун.

Кадр из фмльма
Кадр из фмльма

В фильме сыграли и японские, и советские актёры. С нашей стороны состав был очень сильным: Инна Макарова, Любовь Соколова, Николай Граббе, Юрий Саранцев. А великий Юрий Никулин сыграл самого себя: человека невероятной доброты.

Фильм по-своему загадочный. Он частично основан на реальных событиях, но благодаря хронологическим смещениям об истинной подоплёке событий приходится лишь догадываться.

«Девочка на шаре», режиссёры Леван Шенгелия и Глеб Комаровский

Рассказы Виктора Драгунского были у советских кинематографистов чрезвычайно популярны. Фильмов о Денисе Кораблёве в шестидесятых годах вышло несколько. Огромной удачей для зрителей был тот факт, что сам автор мог контролировать процесс экранизации. Поэтому герои выходили такими убедительными и обаятельными.

Из всех фильмов о приключениях Дениса Кораблёва именно эта экранизация вызвала больше всего критики. Зрителям не понравился исполнитель главной роли Ираклий Циргиладзе (сын одного из видных работников «Мосфильма»). Тем более что рядом с ним в кадре был Миша Кисляров, всего четыре года назад сыгравший Дениску в «Весёлых историях». Здесь он предстал в образе коварного циркового Толика.

Дениска (И. Циргиладзе) слева, Толик (М. Кисляров) справа. Не перепутайте!. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1688/foto/270179/
Дениска (И. Циргиладзе) слева, Толик (М. Кисляров) справа. Не перепутайте!. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1688/foto/270179/

Фильм получился лиричным и немного печальным. Это кино о прощании с беззаботным детством

«Айболит-66», режиссёр Ролан Быков

На афишах писали так:

Красочное кинопредставление об Айболите и Бармалее с песнями и танцами, с выстрелами и музыкой

Это абсолютно авторское кино, поиск новых форм в жанре киносказки. Фильм получился неоднозначным, его не поняли ни критики, ни зрители, но сам Быков считал его удачным.

Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/152/foto/i5/1132182/
Кадр из фильма. Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/152/foto/i5/1132182/

Гораздо позднее пришла оценка новаторского кино-языка, и фильм признали арт-хаусом, оценили авторский замысел, стали цитировать песни:

Нормальные герои всегда идут в обход

Актёрский состав уникальный: Ролан Быков, Олег Ефремов, Фрунзик Мкртчян, Алексей Смирнов, Леонид Енгибаров

Быков появляется здесь не только в широко известном образе гротескного разбойника Бармалея. Он ещё и автор с лицом, раскрашенным наполовину розовой, наполовину голубой краской – Петрушка и Пьеро, комбинированная трагикомическая маска…

Это кино на любителя. Оно либо попадает в цель, либо нет. Но сам факт, что режиссёру удалось поговорить со зрителем на языке театрального модернизма, говорить о том, какого высокого уровня достигло в 1966 году советское детское кино

Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/152/foto/1132092/
Источник: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/152/foto/1132092/

Это ещё не всё о детском кино шестидесятых годов...