С большим скрипом отечественный кинематограф поворачивается лицом к юным зрителям. Выпуск детских фильмов поставили наконец на более-менее регулярную основу. Тенденция радует, но нельзя не заметить, что не всё получается. И на этом фоне всё чаще вспоминаются традиции советского кино для детей. Имена режиссёров, которые одновременно были педагогами, авторов сценария, что умели найти путь к сердцам юных зрителей. Фильмы, что когда-то запали в душу, и остались с нами навсегда
Здравствуйте!
Советская школа детских и юношеских фильмов появилась в начале шестидесятых. А уже в 1966 году случился расцвет. На экраны вышла целая плеяда фильмов, каждый из которых заслуживает внимания.
Это продолжение разговора про советские детские фильмы 1966 года. Начало здесь:
«Маленький беглец», режиссёры Эдуард Бочаров и Тейноскэ Кинугаса
Этот фильм снят в популярном ныне жанре роуд-муви: история большого путешествия маленького мальчика. Но воплощает ещё одну прекрасную кино-традицию: международного совместного творчества.
«Маленький беглец» - фильм, родившийся благодаря творческому сотрудничеству советских и японских кинематографистов.
У десятилетнего Кэна из города Токио две мечты: стать музыкантом и отыскать отца. Случайно мальчик узнаёт, что его отец живёт в далёкой Москве. И отправляется в долгое непредсказуемое путешествие. В этом ему помогут волшебные русские куклы матрёшки, добрые люди и настоящий чудесник – весёлый цирковой клоун.
В фильме сыграли и японские, и советские актёры. С нашей стороны состав был очень сильным: Инна Макарова, Любовь Соколова, Николай Граббе, Юрий Саранцев. А великий Юрий Никулин сыграл самого себя: человека невероятной доброты.
Фильм по-своему загадочный. Он частично основан на реальных событиях, но благодаря хронологическим смещениям об истинной подоплёке событий приходится лишь догадываться.
«Девочка на шаре», режиссёры Леван Шенгелия и Глеб Комаровский
Рассказы Виктора Драгунского были у советских кинематографистов чрезвычайно популярны. Фильмов о Денисе Кораблёве в шестидесятых годах вышло несколько. Огромной удачей для зрителей был тот факт, что сам автор мог контролировать процесс экранизации. Поэтому герои выходили такими убедительными и обаятельными.
Из всех фильмов о приключениях Дениса Кораблёва именно эта экранизация вызвала больше всего критики. Зрителям не понравился исполнитель главной роли Ираклий Циргиладзе (сын одного из видных работников «Мосфильма»). Тем более что рядом с ним в кадре был Миша Кисляров, всего четыре года назад сыгравший Дениску в «Весёлых историях». Здесь он предстал в образе коварного циркового Толика.
Фильм получился лиричным и немного печальным. Это кино о прощании с беззаботным детством
«Айболит-66», режиссёр Ролан Быков
На афишах писали так:
Красочное кинопредставление об Айболите и Бармалее с песнями и танцами, с выстрелами и музыкой
Это абсолютно авторское кино, поиск новых форм в жанре киносказки. Фильм получился неоднозначным, его не поняли ни критики, ни зрители, но сам Быков считал его удачным.
Гораздо позднее пришла оценка новаторского кино-языка, и фильм признали арт-хаусом, оценили авторский замысел, стали цитировать песни:
Нормальные герои всегда идут в обход
Актёрский состав уникальный: Ролан Быков, Олег Ефремов, Фрунзик Мкртчян, Алексей Смирнов, Леонид Енгибаров
Быков появляется здесь не только в широко известном образе гротескного разбойника Бармалея. Он ещё и автор с лицом, раскрашенным наполовину розовой, наполовину голубой краской – Петрушка и Пьеро, комбинированная трагикомическая маска…
Это кино на любителя. Оно либо попадает в цель, либо нет. Но сам факт, что режиссёру удалось поговорить со зрителем на языке театрального модернизма, говорить о том, какого высокого уровня достигло в 1966 году советское детское кино