“Тут некоторые из иерусалимлян говорили: «Не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему. Не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; когда же придёт Христос, никто не будет знать, откуда Он». Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня». И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руку, потому что ещё не пришёл час Его. Многие же из народа уверовали в Него и говорили: «Когда придёт Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?»” (Ин. 7:25–31).
Стихи 25, 26. Ранее уже было немало споров и разговоров о том, кем на самом деле был Иисус (7:11–13). Теперь они перешли от «нарушения» Иисусом субботы (7:19–24) к рассуждениям о Его личности и Его заявлениях о Себе. В гл. 7 упоминаются разные группы людей. Кроме религиозных начальников («иудеев») и паломников, ничего не знавших о заговоре с целью убить Иисуса («народа»), была ещё одна группа: иерусалимляне.
Если народ, который ничего не знал о заговоре против Иисуса, счёл Его слова о том, что Его хотят убить, вздором, то жителям Иерусалима было хорошо известно о нём. Поэтому, когда они спрашивали: «Не Тот ли это, Которого ищут убить?», они знали, о чём говорили, и ожидали услышать в ответ: «Да, это тот самый человек».
Этих людей поразило не только то, что говорил Иисус, но и как Он это делал. Тот факт, что Он учил явно (паррэсиа), подразумевает смелость (см. 7:4). Зная, что религиозные начальники хотели убить Его, эти люди были удивлены тем, что ничего не говорят Ему. Если обвинения против Него были обоснованными, тогда почему начальники не приняли необходимых мер и не схватили Его? Возможно, они исследовали все свидетельства и пришли к выводу, что этот человек действительно был Христом, Мессией (см. 1:41)? В то же время иерусалимляне были склонны услышать отрицательный ответ на это предположение, на что указывает формулировка их вопроса: «Не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?» Это первый раз, когда в Иерусалиме прозвучало, что Иисус был Мессией.
Стих 27. Мысль о том, что Иисус действительно мог быть Мессией и что религиозные начальники признали это, была тут же отвергнута. Иудеи связывали с приходом Мессии три следующие вещи: (1) Мессия должен был прийти в тайне (7:27); (2) Его приход должен сопровождаться великим знамениями (7:31); (3) Мессия должен был быть от семени Давида и из Вифлеема (7:42). Бытовало общепринятое мнение, что происхождение Мессии будет сокрыто до предопределённого времени, когда Он внезапно выйдет из безвестности.
Эти соображения согласуются с учением иудеев, о котором в середине второго века писал Юстин Мученик, обращаясь к Трифону: «Если Ему предстояло родиться, то там, где Его никто не знал, и даже Он Сам не знал, кем является и какой силой обладает, пока не придёт Илия, чтобы помазать Его и явить Его всему народу». Некоторые места в Писании также можно истолковать как аргумент в пользу неожиданного появления Мессии, до того пребывавшего в безвестности (см. Дан. 9:25; Мал. 3:1). Мнение о таинственном происхождении Мессии разделяли не все, о чём можно судить по отчёту первосвященников и книжников Ироду, где говорилось о том, что Мессия должен прийти из Вифлеема (Мф. 2:1–6; см. Мих. 5:2). Эта же мысль прозвучит позднее и в настоящей главе (7:41, 42). «Но» (алла; очень сильный противительный союз) что касается этих горожан, они хорошо знали, откуда Он. Это ещё один пример использования Иоанном иронии. Эти люди знали, что Иисус был родом откуда-то из Галилеи, а не сокровенное. И всё-таки те, кто знали Его как «Иисуса из Назарета» только полагали, что знают Его. В следующих двух стихах Иоанн дал более глубокое объяснение о происхождении Христа.
Стихи 28, 29. Согласно 7:14, Иисус пришёл в храм учить. Судя по всему, как это обычно бывало с раввинами, учащими в храме, слышать это учение могли лишь те, кто находились в непосредственной близости от Него. Однако в этот момент «Иисус возгласил в храме». Глагол, переведённый как «возгласил», образован от кразо и указывает на то, что Иисус возвысил Свой голос, чтобы Его могли услышать все, находящиеся в храме. Это обстоятельство побудило бы и других людей подойти и послушать Его учение. Этот глагол, очевидно, подразумевает значительное эмоциональное напряжение. Иоанн использует его четыре раза, в контексте публичных и торжественных заявлений (1:15; 7:28, 37; 12:44).
Иисус воскликнул: «И знаете Меня, и знаете, откуда Я». Его слова можно трактовать и как утверждение и как вопрос. В первом случае, Иисус соглашался с тем, что люди знали Его, Его семью, и Его земное происхождение (6:42; 7:27). Во втором случае, Он словно говорил: «Итак, вы считаете, что знаете Меня и откуда Я?» Второе толкование, хотя и не лишённое сарказма, представляется более вероятным, поскольку затем Иисус дал понять, что на самом деле они не знали Его. Эти люди ничего не знали о Нём; им было известно, что Он пришёл из Галилеи, но они не знали, что Он пришёл от Бога (см. 8:19, 41, 42).
Иисус продолжал возглашать: «Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня». Он сказал, что и Его приход, и Его миссия не были продиктованы Его волей. Он пришёл не по Своей инициативе, но был «послан» Богом. Эта великая истина повторяется на протяжении всего настоящего евангелия (см. 3:17; 5:30; 8:29; 12:49; 14:24).
В глазах этих горожан миссия Иисуса вовсе не была божественной, и Он Сам действовал по Своей воле. Однако Иисус назвал Того, кто послал Его «истинным» (алетинос), то есть «настоящим», «подлинным», «существующим». Б. Уесткотт пишет: «Бог назван истинным не просто в том смысле, что Он дал истинное послание, а в том, что Он действительно послал вестника; настоящий Отец, по сути, послал настоящего Сына».
Иудеи не могли знать того, что говорил им Иисус, потому что они не знали Бога Отца (см. 8:19, 55). Иисус обращался к тем, у кого было так много преимуществ перед другими народами (см. Рим. 3:1, 2), включая данный им закон (Рим. 2:17), и которые хвалились тем, что знают Бога, давшего этот закон. Однако несмотря на всё это Иисус сказал, что они не знали Бога. Для пришедших на праздник это было оскорблением. Они прекрасно поняли основной смысл Его обвинения: если иудеи не знали Бога Отца, пославшего Иисуса, они не могли знать и Посланного Богом, то есть Иисуса.
Иисус сказал: «Я знаю Его». «Я» (эго) стоит в сильной позиции и служит противопоставлением «вы» (хумеис) из предыдущей фразы. Затем Иисус привёл в поддержку Своих слов заявление о Своём происхождении («потому что Я от Него») и Своей миссии («Он послал Меня»). Сказанное Иисусом было однозначно, и не вызывало сомнений. Он внятно и ясно произнёс истину о том, что был Христом и подтвердил Своё заявление.
Стихи 30, 31. Как видно из этих стихов, слова Иисуса произвели разный эффект на его слушателей. Из-за того, что сказал Иисус, «некоторые из иерусалимлян» (7:25) искали схватить Его. То, что они хотели сделать, можно назвать «гражданским арестом», который, по словам С. Барретта, «был бы народным способом, чтобы схватить Иисуса, в отличие от официального ареста» (ст. 32, 45)». Их попытки не увенчались успехом, «потому что ещё не пришёл час Его». Бог всё контролировал, и люди не могли помешать достижению Его цели. Время ареста, мучений и распятия ещё не настало (см. 12:23, 27; 13:1; 17:1); и как бы люди ни старались, они не могли ускорить эти события раньше предопределённого Богом часа.
В отличие от врагов Иисуса многие из народа уверовали в Него в это время. Такое впечатление, что слово «народ» в этом стихе включает в себя как паломников, так и многих жителей Иерусалима, которые видели совершённые Им чудеса. Евреи ожидали чудес от любого, кто претендовал на звание пророка (2:18; 3:2; 6:14; 9:17; см. 1 Кор. 1:22) и поэтому ожидали, что Мессия сотворит ещё больше знамений, принимая во внимание Его происхождение и миссию (см. Ис. 35:5, 6). Совершение чудес и знамений было вторым из трёх необходимых критериев Мессии в понимании иудеев. На празднике были люди, которые могли видеть чудеса Иисуса, совершённые в Иерусалиме (2:23), а также исцеление больных и насыщение пяти тысяч за полгода до праздника Кущей (главы 5 и 6). Могут ли знамения Мессии превзойти эти чудеса? Эти и подобные им размышления заставляли людей поверить в Иисуса.
Тот факт, что люди поверили в Иисуса, не означает, что они по-настоящему понимали значение этих чудес; и всё-таки этот была вера, демонстрирующая их духовный рост, превосходящий духовное состояние религиозных начальников. Евангелие от Иоанна было написано, чтобы люди уверовали на основании этих чудес (20:30, 31); вера лучше неверия, даже если она ещё не зрелая.