"...О кризисе английского кино говорят и пишут на Западе много. И все же трудно представить без цифр и сравнений тот резкий упадок, который наблюдается в английской кинопромышленности за последние десять — пятнадцать лет.
По официальным данным, в Англии в 1951 году насчитывалось 4 597 кинотеатров. Теперь их осталось только 2 046. Киносеть страны, таким образом, сократилась за это время почти в два с половиной раза. Если в первые послевоенные годы количество зрителей в английских кинотеатрах в среднем ежегодно превышало полтора миллиарда человек, то в прошлом году их было лишь 343 миллиона, то есть число людей, посещающих кинотеатры, уменьшилось по сравнению с 1950 годом больше чем в четыре раза.
Но говоря о кризисе английского кино, нельзя не отметить самого главного — его духовного упадка, тех огромных изменений, которые произошли за последние годы в тематике и идейной направленности английских кинофильмов.
Еще недавно, пять — восемь лет тому назад, на английских экранах нередко можно было увидеть фильмы, поднимающие в реалистической манере серьезные социальные и бытовые проблемы. К лучшим картинам того периода можно отнести такие выдающиеся английские киноленты (с некоторыми из них знаком советский зритель), как «Путь в высшее общество», «Такова спортивная жизнь», «Слава побуждает», «В субботу вечером, в воскресенье утром», «Вкус меда», «Любовь, любовь...», «Угловая комната», кинокомедия «Мистер Питкин в тылу врага», «Все в свое время» («Приключения Питкина в больнице») и многие другие.
В последние же годы даже талантливые режиссеры, стараясь приноровиться к нынешней конъюнктуре кинорынка, в своих фильмах обходят острые вопросы и делают в лучшем случае пустые, чисто развлекательные картины.
Конечно, демонстрируются на английских экранах и отдельные произведения подлинного киноискусства как английские, так и зарубежные. Но количество их настолько мало и, главное, прокат их так ограничен, что эти картины практически остаются недоступными для широких зрительских масс. (...)
В чем же причины упадка английского кино?
Из многих факторов, подорвавших устои английской национальной кинематографии, следует, пожалуй, выделить следующие: низкий идейно-художественный уровень подавляющего большинства выпускаемых на английские экраны фильмов (о чем уже говорилось выше), острая конкуренция со стороны быстро растущего телевидения (на 1 сентября 1965 года в Англии насчитывалось 13 миллионов 436 тысяч телевизоров), засилье американского капитала.
При нынешней ситуации можно с уверенностью сказать, что будущее английского кино зависит от того, вырвется ли оно из экономической петли Голливуда, сумеет ли оживить деятельность национальных независимых компаний и значительно повысить свои доходы от продажи английских фильмов на мировом кинорынке. (...)
Но кто знает, будут ли в действительности независимые постоянно получать финансовую поддержку от «Рэнк Организейшен», одной из ведущих киномонополий страны, которая на практике не предоставляет своих экранов их картинам, считая эти фильмы убыточными. Ведь именно в результате такой политики независимое кинопроизводство в Англии пришло в полный упадок. От разрешения этого противоречия зависит в большой степени будущее английского кино. (Яковлев В. Трудности и надежды английского кино // Советский экран. 1966. № 6: 18).