Найти тему
Филиал Карамзина

Каких девушек в СССР брали в стюардессы

Оглавление

Профессия стюардессы – это же романтика, путешествия, самая настоящая жизнь в небесах. Сейчас работа стюардессой считается престижной, а уж в советские времена – тем более, ведь тогда это была еще и легальная возможность выбираться за границу. Но конкурс был большой, большинство претенденток не попадали даже по основным критериям отбора.

Стюардесса Аэрофлота в 1960-е
Стюардесса Аэрофлота в 1960-е

Условия работы

Интересно, что когда только появились в СССР авиаперевозки, то поначалу там трудились только мужчины-бортпроводники. Постепенно стали появляться и бортпроводницы, но должности по закону такой в начале не было. И если верить той информации, что есть у исследователей, то стюардесс записывали как буфетчиц или кладовщиц. Но со временем все встало на свои места и появилась должность бортпроводницы.

Основным стимулом для получения этой работы была, безусловно, высокая зарплата – от 200 до 250 рублей в месяц. Такие суммы на «земле» получали лишь офицеры. А еще у бортпроводниц был долгий отпуск – как у учителей – больше 70 дней, однако не только летом, а в любое время года.

Еще один стимул – увидеть мир. Многие девушки мечтали об этом, но СССР был страной закрытой, и не очень-то стремился выпускать своих граждан за границу. А стюардессам был можно без всяких лишних документов, и бесплатно, сесть за самолет и полететь, да еще и деньги за это получать. Так как в Союзе было довольно мало международных рейсов, то туда конкуренция была особо огромной.

Конкуренция была невероятная
Конкуренция была невероятная

«Параметры»

Поначалу на должность бортпроводниц приглашали только миниатюрных девушек. Рост должен был быть не выше 162 см, и вес до 52 килограмм. Конечно, со временем требования несколько изменились, став более свободными. Но вот тогда для работы на борту самолета отказывали даже тем, у кого была модельная внешность.

Про красоту – девушка должна была быть симпатичной, без изъянов на лице и в фигуре. Правда, официально этого требования на отборе не было. Тем не менее, стюардессы должны были принимать пассажиров на борту, потом обязательно требовались обходительные манеры, улыбчивость и приятный голос без дефектов в речи.

Возраст стюардесс тоже был обязательным требованием. На работу принимали с 19 лет. Но если претендентка приближалась уже к 30 годам, то скорее всего, ей отказывали. Так как считалось, что у более юных девушек выше работоспособность, да и здоровье более крепкое.

Одно время не принимали в бортпроводницы СССР тех девушек, кто был замужем. Однако потом этот запрет отменили.

Красота особо не требовалась. Стюардессы в конце 60-х
Красота особо не требовалась. Стюардессы в конце 60-х

Образование

Особо уделяли внимание образованию, которое должна была уже получить (к 19 годам?) девушка. Больше всего имели шансы кандидатки, у которых был на руках диплом психолога или медика, даже если они всего лишь закончили училище. Институт вряд ли, так как в СССР в мединститутах учились по 12 лет – тогда бы по возрасту не подошла. Но вот медучилище – самое то, такие девушки могут и перевязки сделать в случае чего, медицинскую помощь оказать. Считали, что у них выше стрессоустойчивость, и они подготовлены к правильным действиям, если ситуации выходили из-под контроля.

Приветствовались кандидатки, которые свободно говорили на иностранных языках. Однако большая часть девушек проходила обучение во время профессиональной подготовки – но в любом случае должна была хотя бы бегло объясняться на английском языке.

Бортпроводницы, обложка журнала «Огонек», 1959 год
Бортпроводницы, обложка журнала «Огонек», 1959 год

Когда претендентки проходили курсы будущих стюардесс, их ожидал новый этап отбора – собеседование, которое проводили сотрудники политотдела. И если кандидатка чем-то не нравилась работникам парткома, то все усилия, что она предприняла для трудоустройства, были сделаны зря. Но те девушки, которым посчастливилось успешно пройти все этапы отбора, зачислялись в Министерство гражданской авиации Советского Союза. А потом работали лет до 30-35, если не случалось никаких ЧП.