Создавать истории — это иногда обманывать самого себя.
Мы постоянно говорим о том, что навык создания историй — это естественный процесс для нашего мозга. Он берёт все данные, которые мы заботливо или случайно собираем, и компилирует их в фоновом режиме. Спустя некоторое время мы обнаруживаем, что готовы сформулировать решение, хотя занимались совершенно другими вещами.
Так вот по подобному принципу работает и память. В идеальном мире, память была бы этаким бесконечным жёстким диском при видеорегистраторе. Но в реальности она больше похожа на библиотеку после пожара: примерно понятно что должно быть в разных разделах, но что именно — приходится брать уцелевшие кусочки и представлять что было на соседних сгоревших страницах.
Каждый раз, когда мы обращаемся к отдалённому воспоминанию, мозг создаёт историю. То есть, он работает точно так же, как работал бы в режиме поиска ответа на новый вопрос. Запрос поступает в гиппокамп, он обращается ко всему объему информации в мозге поиске «чего-то релевантного» и собирает в сознании образ. Новый образ. Честно говоря — каждый раз немного разный.
Элизабет Лофтус провела эксперимент, в ходе которого опрашивала людей, посетивших Диснейленд. «Видели ли вы в парке Багза Банни?». Более 30% участников вспомнили, что видели. И смогли ответить на уточняющие вопросы: «Держал ли он морковку в руках? Что говорил? Жали ему лапу?».
Фокус в том, что Багз Банни принадлежит другой студии и в Диснейленде его не могло быть даже в теории. Воспоминания участников эксперимента возникли исходя из общих представлений о том, кто мог быть в парке с персонажами детских мультиков, и скрестились с воспоминаниями о посещении парка.
Эксперимент повторялся с другими условиями, когда у подопытных создавали насыщенные ложные воспоминания. Им удавалось внушить простыми наводящими вопросами, что в детстве они:
— терялись в торговом центре;
— тяжело отравились вареными яйцами;
— на них нападала злая собака;
и многое другое.
И в ходе диалога участники эксперимента начинали рассказывать о деталях этих событий. Которых не было.