Найти тему
Storytellers online

Узнаваемость истории

Вы когда-нибудь пытались объяснять российские, а тем более советские, шутки, анекдоты или фильмы иностранцам?

Особенно это касается советских фильмов. В сети можно найти множество рассказов о разной степени недоумения американцев по поводу фильма «Москва слезам не верит». Как могла такая интересная, самодостаточная, состоятельная женщина как Катерина, будучи директором завода, терпеть такое обращение от шовиниста Гоши?

Итак, даже если мы все читали одного и того же Гарри Поттера, а в детстве смотрели одни и те же «Утиные истории», у нас есть нейроны, реагирующие на Мэттью Макконахи и… всё равно. Среди этих тяжеловесных, обошедших весь мир явлений масскульта на нас повлияли: русский язык, мифы и поверья, свойственные нашей культуре, социальные практики — все эти проблемы с границами, с ожиданием спасителя, с коллективным против личного, с идеализацией жертвенности, а также наша информационная среда с играми «Что? Где? Когда?», «КВН» и прочими, только нам понятными, вещами.

Каждый из нас — постоянное динамическое среднеарифметическое своей социальной стаи и своего культурного контекста. Радикальная замена контекста и стаи приводит к прохождению адаптационного цикла заново:

— сбор информации (поиск способов взаимодействия);

— неустойчивая адаптация (пробы и ошибки, тренировки, тревога и усталость);

— устойчивая адаптация (найдены эффективные способы взаимодействия с миром, поиск возможностей).

Мы придумываем себе всё: себя, других, мир вокруг. Наше сознание — это метанарратив, который непрерывно меняет своё содержание. Это история, которая непрерывно пишет себя сама, постоянно меняя содержание в зависимости от социальной интерпретации.

Узнаваемость — важная часть любой истории, которую вы создаёте для аудитории. Любой коннект начинается с узнаваемых вещей. Знакомые культурные коды обеспечивают понимание, эмпатию и общий язык. Что остаётся? Ввести непредсказуемость. Поговорим об этом в следующем посте.

А пока давайте обсудим. Как, например, сценаристы-фантасты умудряются делать сюжеты такими далёкими от нашей реальности, но такими близкими? У вас есть хороший пример?