Найти в Дзене

Как соединить сексуальность и сердечность. Работа с метафорой.

У человека, испытавшего сексуальное или эмоциональное насилие, сердечность и сексуальность разделены. В момент травмы произошло расщепление, тело как будто разделилось на две части - нижнюю и верхнюю.  Между этими частями нет контакта.

«Расщепленная» женщина возмущена желанием мужчины: «Если он любит меня, то почему предлагает секс?..»

У травмированного человека нет понимания того, что в любви важны и сердечность, и сексуальность.

Пример из практики. От клиентки получено разрешение на публикацию, имя изменено.

Агата воспитывалась в семье, которая внешне выглядела вполне благополучной. В одной квартире жили мама и папа, бабушка и дедушка (родители мамы). Агата – единственный ребенок. В семье достаток.

Но, мужчины в этой семье пили до потери человеческого облика, а женщины откровенно презирали их. Отсутствие эмоционального взаимодействия сопровождалось сексуальным использованием ребенка.

Неудивительно, что и у Агаты отношения с мужчинами не складываются. Мужские фигуры не являются для нее авторитетными. Женские, на сознательном уровне идеализированы, а, на бессознательном, вызывают ужас. Если Агата будет уважать своего мужчину, будет отличаться от мамы и бабушки. И тогда девушка столкнется с их гневом.

Если выберет мужчину «такого же никчемного» как дед и отец, повторит судьбу женщин своего рода. Этого Агате тоже не хочется. На сегодняшней встрече я предложила девушке поработать с метафорой, представив свои отношения с будущим мужчиной в виде образа.

В воображении Агаты возникла следующая картина.

И она, и будущий мужчина находятся на дне морском. Мужчина – жемчужина в раковине.   
Сама девушка – камень в форме сердца.
И она, и будущий мужчина находятся на дне морском. Мужчина – жемчужина в раковине.    Сама девушка – камень в форме сердца.

Сердце девушки стало каменным, чтобы «близкие» не смогли причинить ему вред. «Только каменное сердце не болит».
Сердце девушки стало каменным, чтобы «близкие» не смогли причинить ему вред. «Только каменное сердце не болит».
Каменное сердце, не болит, не плачет.
Каменному сердцу, не нужна любовь.
Каменное сердце, чувствует иначе.
Каменное сердце, каменная кровь.
(Александр Шеховцев)

Мама и бабушка – водяные змеи, они скользят по дну морскому, но, для жемчужины в раковине и камня они не представляют опасности.  Водяные змеи не могут причинить вред ни самой Агате, ни ее мужчине до тех пор, пока они являются неодушевленными предметами - жемчужиной и камнем.

Предлагаю Агате сочинить сказочную историю с привлечением уже названных персонажей.

В сказочной истории Агаты, рыбак – искатель жемчуга опускается на дно морское. Кроме жемчуга, он замечает и камень в форме сердца. Камень - минерал ярко сияет, просвечивая через глубину вод.

Рыбак не боится водяных змей, и они не причиняют ему никакого вреда. Он приносит жемчужину и камень в ювелирный салон. Выясняется, что его находки очень ценные и стоят больших денег.

Ювелир создает из жемчужины и камня красивое украшение и выставляет его

на продажу в ювелирном салоне.

В ювелирный салон МУЖЧИНА приводит свою ЖЕНЩИНУ и покупает ей это украшение.

Эта женщина и есть сама Агата. Сейчас она – обладательница великолепного украшения.

История получилась многоступенчатая, с постепенной трансформацией образов. Предлагаю Агате побывать в ролях всех созданных ее воображением персонажей с последующим обсуждением.

Из роли жемчужины в раковине Агата сделала следующий вывод:

– Это моя спрятанная сексуальность.

Как формируется жемчуг?

Это реакция моллюска на внедрение посторонних предметов в его раковину. Этими предметами могут быть кусочки гравия, песчинки, мельчайшие насекомые. Для избавления от дискомфорта и боли, у моллюска начинаются выделения, которые окутывают инородный предмет. Когда эти выделения отвердевают, они становятся перламутром. Чем больше моллюск защищает себя от боли, тем больше размер жемчуга.

Жемчужина символизирует страдания и слезы. Агата помнит, что члены ее семьи постоянно нарушали ее границы в детстве, в том числе, и границы ее тела. Девочке, как моллюску, пришлось создать для себя защитную оболочку.

Оказалось, что жемчужина в раковине и каменное сердце – это травмированные части самой Агаты, Жемчужина в раковине – ее сексуальность, а каменное сердце - застывшие эмоции, запрещенная чувствительность, сердечность.

В трансформации девушке помогают мужские персонажи. Это рыбак, ювелир и мужчина - даритель.

Мужчина – рыбак готов опуститься за жемчугом - сексуальностью «на дно морское». В начале отношений мужчину, прежде всего, привлекает женская сексуальность, внешний вид девушки.


У каждого образа может быть несколько значений. Так, рыбак – это не только мужчина, находящийся в поиске отношений, но и взрослая, трудолюбивая часть самой Агаты, заинтересованная в поиске «сокровищ». Для достижения данной цели рыбак спускается на дно морское – в самые глубины бессознательного. Найти, обрести собственную ценность - это тяжёлая работа, сложный путь. Чтобы добыть жемчужину, нужно погрузиться на самое дно. чтобы добраться до вытесненных частей личности, нужны огромные усилия.
У каждого образа может быть несколько значений. Так, рыбак – это не только мужчина, находящийся в поиске отношений, но и взрослая, трудолюбивая часть самой Агаты, заинтересованная в поиске «сокровищ». Для достижения данной цели рыбак спускается на дно морское – в самые глубины бессознательного. Найти, обрести собственную ценность - это тяжёлая работа, сложный путь. Чтобы добыть жемчужину, нужно погрузиться на самое дно. чтобы добраться до вытесненных частей личности, нужны огромные усилия.

Агата рада тому, что ее каменное сердце стало ярко сиять, привлекая к себе внимание. Для девушки это новый опыт, она помнит, что, совсем недавно не разрешала себе быть яркой, эмоциональной, проявляться. Она опасалась наказания, агрессии извне.

Любой драгоценный камень или минерал обретает ценность, когда его находят. Но, ценность повышается при правильной огранке. Отношения развиваются, если к сексуальности добавляется «сердечность» - сердце девушки сияет. Общение через сердце - самый искренний диалог. Когда женщина «говорит сердцем», сердце мужчины открывается в ответ.

Процесс соединения сердечности с сексуальностью соответствует «ювелирной» работе в трансформации ценных материалов.

Ювелир, создавший красивое украшение – это не только формирующиеся отношения с мужчиной, но и творческая часть девушки, позволяющая ей соединить сексуальность и сердце – умение любить.


Заключительный фрагмент фантазии – когда мужчина приводит Агату в ювелирный салон и покупает ей украшение - кольцо, в котором уже соединены и сексуальность, и сердечность. Девушка достойна этих качеств, они признаны.
Заключительный фрагмент фантазии – когда мужчина приводит Агату в ювелирный салон и покупает ей украшение - кольцо, в котором уже соединены и сексуальность, и сердечность. Девушка достойна этих качеств, они признаны.

Ей можно быть привлекательной, любить и быть любимой.


Зрелые отношения основаны как на сердечности, так и на сексуальности.
Зрелые отношения основаны как на сердечности, так и на сексуальности.

Когда мы позволяем себе ощутить связь между сексуальностью и сердечностью, тело откликается глубоким удовлетворением.

Отношения становятся зрелыми, сформированными, когда и сердечность, и сексуальность признаны и присвоены своими хозяевами.