Тупое повторение приводит только к улучшению способности делать тупые повторения. Любая продуктивная тренировка — это изменение условий.
Творческие задачи — всегда нестандартные задачи с непредсказуемыми условиями, и они не имеют готовых решений. Они сами по себе — неплохая тренировка. Но если перед нами стоит необходимость решать такие задачи регулярно, например, на работе, то стоит задуматься обо всех факторах, которые на неё влияют. И тренировать скорость, качество и вариативность сборки интеллектуальных объектов. Вообще любых. Чем более разнообразных, тем лучше.
Но есть и хорошие новости. Если лёжа на диване мы тренируем только жевательные мышцы и большой палец, то мозг тренируется самостоятельно и непрерывно. Даже на диване.
Наш мозг, как из кубиков лего, постоянно составляет решения и строит связи между интеллектуальными объектами. Их количество и качество зависит от:
— от того, сколько у мозга исходного материала для размышлений;
— насколько он натренирован в составлении разных комбинаций;
— сколько у него расчётных мощностей сейчас вообще свободно (имеет ли он «силы» на составление этих комбинаций или загружен базовыми вопросами выживания, например, и ему не до творческих задач).
Невозможно решать вопрос качества продукта работы мозга в отрыве от условий, в которые мы этот мозг ставим. Если долго мучиться — что-нибудь получится, но хотелось бы побыстрее, верно?
Сформировать доминанту
Вся энергия идёт на доминанту. Последовательность формирования доминанты:
- Зачем мне это (как решение поставленной задачи улучшит жизнь).
- Сбор информации.
- Планирование.
- Фокус.
- Выполнение.
- Награда.
Регулировать потребление контента
Не весь контент одинаково полезен. Расставим приоритеты:
На 1 месте: контент, помогающий возобновлению ваших ресурсов (финансовых, психологических, физических).
2. Нужная информация (обратная связь от партнёров, данные для планирования и управления, правила и рекомендации).
3. Новые знания и навыки (повышение своей вариативности, формирование новых нейронных связей).
4. Развлечения.
Исследовать и получать новые навыки
Определить цель исследования;
Определить критерии исследования;
Планировать время на исследование
Фиксировать результаты;
Сверяться с планом;
Отдыхать;
Укреплять навыки.
Тренировать видение
….того, что другие не замечают. Прислушиваться, разглядывать, следить, отмечать, читать, рассматривать.
«Ухаживать» за мозгом
Ввести в рутину элементы образа жизни, повышающие продуктивность работы мозга:
- Повторяющийся распорядок дня.
- Планирование.
- Высыпаться.
- Физическая активность.
- Свежий воздух.
- Осознанное дыхание.
- Коррекция расстройств.
- Отказ от вредных привычек.
- Окружение способных людей.
- Маленькие вариации в привычных делах
- и так далее.
Увеличивать вариативность комбинаций
Дорисовывать, думать «от лица других людей», изображать других людей, менять контекст, придумывать альтернативы.
Высвободить расчётные мощности
В курсе «Нейрофизиология вдохновения» мы изучаем практики, которые объединяются под условным названием «не гонять в голове ничего лишнего»:
- завершить открытые дела;
- разрешить конфликты;
- выстроить график сна;
- ввести полезные привычки;
- утилизировать негатив.
Формировать новые нейронные связи
Давать нагрузку своим нейронам. Гиппокамп образует новые нейроны постоянно, но если они невостребованы - они умирают. Чтобы они остались живы и повышали количество связей в сетях нашего мозга - их необходимо занимать.