Друзья, предлагаю сегодня разобрать ситуацию с отметками. Успеваемость — всегда одна из самых горячих тем и поводов для несогласий между учителями, учениками и родителями. Правда ведь? Итак, ситуация:
Печально, что огромное количество коллег-педагогов предложило вот такой ответ:
Но давайте подумаем, почему учителя так отвечают? Почему они так реагируют? Не потому, что они все сплошь плохие «училки». Нет. Просто у нас очень слабо сформирована культура управления конфликтами, мало у кого развиты коммуникативные навыки, редко можно встретить как учителей, так и родителей, умеющих проводить диалог в сложной ситуации. Учителя уверены, что и этот учитель убежит из школы, потому что они не верят, что мама (она же и наша коллега, учитель английского языка) сможет провести беседу грамотно. Мама (коллега всех родителей на канале, ведь у нас у многих дети), также не уверена, что найдёт подход к учителю, что её услышат, этот страх виден в её вопросе. Вот так мы и живём, в роли учителя, в роли родителя, каждый со своим страхом и неуверенностью, не обладая понятными инструментами решения сложных вопросов.
Давайте попробуем разобраться и предложить сценарий разговора. Я предложу свой, и безусловно, я не истина в последней инстанции. Приглашаю вас со своими идеями в комментарии.
Очень прошу в очередной раз отказаться от стигмы «все училки истерички, самоутверждаются за счёт детей» и «вот из-за таких яжмамок, которые трясутся над дитятками учителя и уходят». Поверьте, я не слепо на стороне любого учителя, моим читателям известно, что мой личный ребёнок пять лет назад пострадал от крайне непрофессионального учителя, мои требования к педагогу очень и очень высоки. И я не на стороне любого родителя, за годы работы с темой травли, я наслушалась про таких разных родителей, что порой хочется перед вступлением в половозрелые отношения всем людям выдавать лицензию на право иметь детей. Но я совершенно точно за взрослый, конструктивный диалог. И я очень уважаю учителей и родителей, которые в поиске ответов, которые задают вопросы, которые готовы рефлексировать и что-то в себе менять. Кажется, мама (она же педагог), задавшая вопрос, именно такая.
Итак, что бы я на месте мамы сделала в первую очередь? Я бы вооружилась фактами. Нам нужно три вида фактов в данной ситуации.
Какие критерии оценивания заявлены у школы?
Если не заявлены (хотя так быть не должно), то какие критерии выполнения работ заявлены у учителя? Насколько дети ознакомлены с этими критериями? Важно иметь чёткий ответ на вопрос, заявлен ли критерий верного оформления. И что именно входит в правильное оформление? Это обязательно должно быть прописано, причём именно для второклассников. Также надо понимать, что такие требования не могут предъявляться к абсолютно каждой работе. Обучение оформлению — это важный навык, он пригодится в ГИА, потом во взрослой жизни при оформлении бизнес-планов, заявок и так далее. Но этому навыку детей учат отдельно, не смешивая с другими видами деятельности. И когда прокачку этого навыка включают, то предупреждают отдельно: «Ребята, как вы знаете, мы в том числе учимся правильному оформлению, которое вам пригодится там-то... Вот сейчас мы пишем работу, где это один из критериев». Нет смысла этот критерий включать абсолютно каждый раз, ведь он не влияет на сами знания.
Что говорит возрастная психология?
И тут нас ждёт сюрприз. Дети — второклассники. Такой навык, как оформление, требует высокого уровня саморегуляции. А это развитые лобные доли. Лобные доли развиваются примерно к 12 годам. Только в этом возрасте с детей можно вовсю спрашивать за саморегуляцию. До этого можно развивать, можно всячески к этому стремиться. Но вот стоит ли оценивать, то есть ожидать, что всё уже сформировано? И ещё. Это прекрасно, что учитель хочет в таком раннем возрасте уже развивать в детях саморегуляцию через правильное оформление, только нужно помнить, что пока мы можем только развивать. Не ждать это как данность. Поэтому важно не только напоминать детям, что надо подписать, но и вести их в таком возрасте по этому непростому для них (и такому простому для нас) процессу. У них ещё нет в психике той зоны, благодаря которой они сделают это легко. Единицы детей сделают. Я вас сейчас удивлю, но я веду тренинги для взрослых (педагогов и родителей). Иногда в процессе обучения я тоже прошу правильно оформить работы, чтобы дать индивидуальную обратную связь. Сказать, сколько человек обычно справляется? Не обижайтесь, но абсолютно правильно оформляет всегда процентов 20. И это взрослые. Ребёнок в 8 лет к этому ещё совсем не готов. Сопровождаем его аккуратно и осторожно: «В левом верхнем углу отступили 2 пальчика от полей и пишем с большой буквы Фамилию и Имя в родительном падеже, ребята, работа кого? Иванова Ивана, Петрова Петра и тд».
Что фактически произошло?
Без эмоций. В формате Кто? Когда? Что сделал? Но с этим вроде бы мама уже справилась, видно по сообщению.
После такого анализа, прежде чем идти к учителю, я бы ещё позадавала себе вопросы. Например, если бы обнаружилось, что никаких критериев у школы нет или у конкретного учителя нет, или если бы я увидела явное неприменение знаний о возрастной психологии, я бы спросила себя: «А я вообще хочу, чтобы мой ребёнок продолжал там учиться?» Ответы могут быть разные. «Нет, что-то это не совпадает с моим видением хорошей школы. Сохраню пока статус-кво и буду заниматься поиском хорошей школы». И тогда диалог отменяется сам собой. Или другой вариант. «Это единственная доступная школа, деваться некуда» или «Да, меня это смущает, но этот педагог сильный» или... И вот тогда идём и разговариваем.
Я уже описывала примерный алгоритм построения диалога в сложной ситуации. Напомню, что к нему важно готовиться. Подготовка занимает не меньше, чем сам диалог. И ещё помним, что львиную долю в разговоре должна составить наша качественная обратная связь. Посмотреть алгоритм можно тут. А ниже я предложу мой сценарий (безусловно, не единственно верный).
Мама: «Анна Петровна, я хочу поговорить с вами об одной вещи, которая, как мне кажется, волнует всех нас, и вас, как учителя, и Петю, которому так важно хорошо учиться, и меня, как его маму. Это тема отметок. Сама как педагог знаю, что она очень чувствительная. Так хочется, чтобы наши дети получали от учёбы максимум и при этом сохраняли мотивацию, уверена этого хочется и вам. Да? Можем найти время?»
Договариваются о встрече.
Мама: «Спасибо большое, что нашли время. Я хочу поговорить про последнюю работу по Окружающему миру. Петя её не подписал, и отметка была снижена на 1 балл. Мы просто не сталкивались с этим ранее, так как Петя всегда подписывал, а до вас этого не требовалось. И раз такой прецедент есть, возник вопрос критериев. Я, к сожалению, не нашла на сайте школы критериев оценивания, поэтому тут мне нужна будет ваша помощь, чтобы разобраться в общешкольных критериях для второго класса, или наверняка у вас выработаны свои, с удовольствием с ними ознакомлюсь. Поможете?»
Если критерии есть, дальше обязательно состоится конструктивный разговор. Представим, что никаких критериев у школы нет, и у учителя тоже. Учитель выбирает самый примитивный ответ:
Учитель: «Слушайте, ну мы все можем умничать про критерии. Есть требования к оформлению. В 9 классе они ГИА не смогут сдать, если пропустят хоть что-то. Пусть привыкают. И они уже взрослые, они знают моё требование, всегда работа должна быть подписана».
Мама: «Спасибо, что вы это сказали. Да, вы правы». Здесь имеет смысл взять паузу. Слова о правоте собеседника должны буквально осесть в его мозгу. Только важно правильно сказать. С понижающей интонацией. Поставить жирную точку. Не «Да, вы правы...», после чего, как будто тут же добавляется, «...но...». А именно с понижением, с точкой и паузой: «Да, вы правы». Молчим пару секунд. Потом продолжаем.
Мама: «Так радует, что вы думаете об их будущем, уже сейчас готовите их к тому, что важно не только знать, как правильно сделать работу и показать свои знания, но ещё и верно оформить. Действительно, мне ли как педагогу не знать, как это важно? У нас ведь ещё ситуация не самая простая, за два года вы уже третий учитель. Постоянные замещения. Я замечаю снижение мотивации у Пети. Другие мамы говорят о том же. Да и они ещё только второклашки. Правильное оформление требует такого уровня саморегуляции, которого, как мы знаем из возрастной психологии, ещё нет в 8 лет. Лобные доли ещё не развиты полностью. Вот и в возрастной периодизации Леонтьева, нашего классика возрастной психологии, мы это читаем. И современные нейропсихологи об этом много говорят. К тому же, в первом и начале второго класса до вашего прихода этому не уделялось отдельного внимания. Может быть, можно найти какие-то способы, как развивать навык оформления, в чём вы, безусловно, имеете огромные опыт, и при этом сохранить мотивацию и остаться в рамках того, на что способен мозг в этом возрасте? Может быть, я ошибаюсь, как вы это видите?»
Дальше внимательно слушаем предложения. Очень частая проблема как у родителей, так и учителей — предлагается очень узкий круг решений. Буквально одно-два. Ваша задача их расширять и постоянно упоминать про совместные цели.
Мама: «А что, если пока в этом году не ставить отметку за оформление, с учётом нашей такой непростой судьбы со сменой учителей? А может быть, сопровождать детей, например, вот так...? А что мы, родители, могли бы делать со своей стороны, чтобы нам вместе достичь целей: мотивацию сохранить и оформлению научить?» И так до бесконечности, пока не родится классный вариант, устраивающий всех, но главное, работающий на благо детей. Диалог важно верно закончить.
Мама: «Как я рада, что мы с вами поговорили. Отлично, тогда договариваемся о том, что даём детям транзитный период, до конца второго класса. Не оцениваем их пока за оформление. Однако развиваем этот навык. И после каждой работы говорим им: „Смотрите, ребята, мы пока не оцениваем оформление. Поэтому у вас в тетрадях две отметки. Одна ручкой. Это то, что идёт в журнал. Вторая карандашом, это то, что вы бы получили, если бы оформление оценивалось“. То есть такая виртуальная отметка. Мне кажется, очень креативный вариант! Постепенно они привыкнут. Давайте решим, как и кто будет объявлять это остальным родителям. Могу я. Или вам удобнее?»
Ну как-то так. Там отдельно есть ещё тема с тем, что учитель не разрешает зачёркивать свои же ошибки. Это очень печально, и на месте мамы после совместного решения вопроса со снижением за оформление, я бы дальше, уже имея кредит доверия, обязательно и эту чувствительную тему попыталась обсудить.
А теперь предлагайте свои варианты.
PS Да, если бы учитель всё равно ни в какую, то я бы снова вернулась к вопросу, а хочу ли я чтобы мой ребёнок там учился.
PPS А вообще, задайте себе вопрос, насколько вам и вашей семье важны отметки, насколько вы хотите, чтобы ваши дети учились в школе, заточенной исключительно на отметки и рейтинги. Тут писала отдельную статью об этом.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.