В начале 50-х годов на заводе имени Сталина инженерам поставили казалось бы невозможную задачу. В кратчайшие сроки необходимо было разработать военный автомобиль сверхвысокой проходимости — четырехосный полноприводный вездеход. Машина должна перевозить тяжёлые грузы, тянуть многотонный прицеп в условиях сложного ландшафта. О разработке, испытаниях и дальнейшей судьбе ЗИЛ-134 расскажем далее.
Технические особенности
Советские конструкторы с блеском и в кратчайшие сроки решают задачу. В 1957 году конструкторское бюро представит новый вездеход ЗИЛ-134. Машина обладает невероятными техническими данными и может составить конкуренцию многим вездеходам и тягачам.
У ЗИЛ-134 независимая торсионная подвеска с телескопическими амортизаторами. На всех колесах установлены колодочные пневмогидравлические тормоза. Впервые в истории советского автомобилестроения двигатель был оснащен центробежным фильтром тонкой очистки масла. Машина выглядела, как настоящий исполин — высотой почти 3 м, длиной более 7 м и шириной 3 м. Дорожный просвет составлял 47 см, полная масса достигала 15 т.
Испытания вездехода на шоссейных дорогах, в болоте и снегу
В феврале ЗИЛ-134 отправят на испытания в Московскую область. Он проедет по шоссейным дорогам более 1500 км. Конструкторы выявят ряд недостатков в работе двигателя и отправят его на доработку.
В марте вездеход испытывают в Пермской области. В снежной целине глубиной более 1-го метра одновременно проведут испытания нескольких моделей грузовиков: ЗИЛ-157, тягача ГАЗ-47 и ЗИЛ-134. В большинстве случаев ЗИЛ-134 двигается быстрее и более уверенно по глубокому снежному покрову, чем гусеничный вездеход.
После того как в двигатель внесли некоторые изменения, вездеход вновь отправили на шоссейные дороги. ЗИЛ-134 мог развивать скорость до 60 км/час, буксируя при этом прицеп массой 8 т. Максимальная скорость вездехода на бездорожье составляла 50 км/час. Расход топлива в зависимости от условий эксплуатации машины — от 100 до 160 л на 100 км. Инженеры приходят к выводу, что такой расход топлива свидетельствует о недостатках в работе трансмиссии и довольно больших потерях мощности.
В конце 1957 года ЗИЛ-134 вновь отправят на испытания по заболоченной местности и глубокому снежному покрову. Для этого выбирают полигон, на котором испытывают гусеничную технику. ЗИЛ-134 с прицепом массой около 10 т уверенно двигается по заснеженной дороге. Отлично преодолевает овраги и броды. Хорошую проходимость вездеход показывает и на болоте, двигаясь по глубокой, загустевшей от низкой температуры торфяной массе. Машина тащит за собой тяжёлый прицеп, успешно преодолевает препятствия. Единственным недостатком, с которым столкнутся на испытаниях, будет выезд из болота. Двигаясь по крутому берегу, прицеп цепляется передней осью за кочки и значительно усложняет работу вездехода.
В это же время на болоте проводят испытания грузовика ЗИЛ-157 и гусеничного тягача. ЗИЛ-134 по проходимости не уступает гусеничному вездеходу. С единственной поправкой — 8-колёсный вездеход двигается быстрее своего конкурента.
Российский IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Скачивайте приложение SFERA в App Store или Google Play.
ЗИЛ-134 буксирует самолет и валит деревья
В следующем году ЗИЛ-134 перевозят на аэродром Внуково, чтобы испытать его в роли тягача, буксирующего более тяжелый груз. Как раз на тот момент в серийное производство поступают пассажирские самолёты Ту-104 с максимальной взлетной массой более 70 т.
Существующие на тот момент тягачи ЯАЗ-210 и ЯАЗ-214 с трудом справляются с подобными задачами, особенно в зимний период. ЗИЛ-134, благодаря хорошему сцеплению с дорожным покрытием, уверенно тянет за собой пассажирский самолёт. В том числе и по бетонной дороге, покрытой наледью. Прошедшие испытания показывают, что вездеход может успешно буксировать и другие самолёты, закатывать их в ангар.
Зимой 1958 года ЗИЛ-134 отправят на испытания в лесистую местность. Вездеход двигается по снежному покрову глубиной до 1-го метра и при этом валит небольшие деревья, прокладывая трассу через лес. ЗИЛ-134 отдельно испытывают на способность валить более крупные деревья. Вездеход с 4-го раза ударом бампера сваливает ель диаметром 35 см.
Испытания на полигонах показывают, что ЗИЛ-134 способен преодолевать ров шириной от 1 до 1,5 м. Однако траншея шириной в 2,5 м окажется непосильной задачей. Без посторонней помощи вездеход не может из неё выбраться. Из подобного препятствия автомобиль без груза способен преодолевать крутой подъем до 40°. С тяжёлым прицепом ЗИЛ преодолевает подъём в 30°, что является очень хорошим показателем.
Вездеход испытывают на преодоление эскарпа — крутого внутреннего откоса рва полевого укрепления. Один из опытных образцов преодолевает стенку высотой более 1-го метра. Во время этих испытаний происходит несколько поломок. Взбираясь на стенку, вездеход в какой-то момент опирается на землю только колесами 3-й оси. Из-за чудовищной нагрузки происходит повреждение картера задней раздаточной коробки. У другого опытного образца при подъёме по эскарпу выходит из строя дифференциал 3-й оси.
Следующий этап испытаний — преодоление водных преград. Для этих целей проводят усиленную герметизацию швов и стыков. Затем вездеход заезжает в воду и при помощи вращающихся колёс осуществляет движение. ЗИЛ-134 преодолевает водные препятствия шириной до 100 м.
Все проведенные испытания показывают, что новый вездеход нисколько не уступает гусеничной технике. В некоторых моментах даже обходит её и демонстрирует непревзойденные ходовые качества. Создатели нового уникального вездехода возлагают большие надежды на свое детище. Специалисты считают, что новая модель вездехода заменит устаревшую технику сверхвысокой проходимости, а также аэродромные и артиллерийские тягачи, которые к этому времени уже не справляются с растущими задачами.
Почему не пустили в серию
Запуску в серийное производство помешает всего одна проблема, которая и повлияет на дальнейшую судьбу нового вездехода, — несовершенство двигателя. Создателям вездехода не удается в установленные сроки решить важнейшую задачу — из 12 цилиндров в рабочем состоянии находятся только 10. Во время нагрузок часто прогорают поршни и клапаны. Двигатель выдает мощность 200 л. с. из 250. Это обстоятельство негативно влияет на ходовые качества машины.
Это станет решающим фактором для завершения проекта ЗИЛ-134, который на голову превосходит всех конкурентов. Перспективный вездеход погубит несовершенный двигатель. Заказчик не захочет ждать, пока все неполадки будут устранены и откажется от него.
После завершения разработки ЗИЛ-134 один из опытных образцов будет передан в музей НИИ автотракторного полигона г. Бронницы. В 1967 году музей закрывают, множество уникальной техники уничтожают. Второй образец, переданный в МГТУ имени Баумана, через некоторое время бесследно исчезает. По предположениям, его могли уничтожить, как и первый образец.
В СССР всегда была очень жесткая конкуренция среди конструкторских бюро. Из многих достойных разработок выбирали единственный вариант, исходя из соображений унификации узлов и агрегатов. Так произошло и с ЗИЛ-134. Предпочтение было отдано другому, не менее интересному вездеходу. О нем мы написали здесь. Именно ему предстояло удерживать лидерство в течение последующих 32 лет.
🔨Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA