Крылатые слова. А для солдата важное, чтобы его любимая ждала. Рано или поздно солдатская служба заканчивается, и солдат возвратится домой. Недавно встречался с одним товарищем, который нёс службу, как и я в ГСВГ /бывшая ГДР/, но только на десяток лет позже. После приказа о демобилизации в родном краю он оказался в тот же день. Правда, летел спецрейсом Берлин – Челябинск на самолёте. Мне же пришлось увидеть родные края только через 11 дней. Вот каким маршрутом на перекладных пролегал мой путь. 4 декабря 1969 года отправили отслуживших срок бойцов из воинской части до Бранденбурга, где находится сборный пересылочный пункт, доехали поездом в обычном немецком вагоне.
На пересыльном пункте нас несколько раз покормили, где и заночевали. Ждали когда подъедут дембеля из других частей. Перед отправкой выстроили, сказали напутственные слова, поблагодарив за службу. Армейский оркестр сыграл популярнейший в войсках марш Прощание славянки, и далее чемодан, вокзал, Советский союз. Запомнился пересыльный пункт ещё походами в столовую. На столах картофельное пюре, хлеб и солонки. Ложки отсутствовали. Каждый боец должен иметь её при себе, как и военный билет, а не в чемодане. Есть пришлось солонкой, из который предварительно удалил содержимое. Затем солонку передал рядом сидящему товарищу. Маршрут Брандербург – Берлин преодолели в теплушках, в которых похоже ездили ещё наши отцы-победители. В Берлине сформировали состав и без пересадки до Черняховска, что находится в Литве. На вагон выдавали по три свечи и два ведра угля на день Питание дважды в сутки, но за то макароны по-флотски. Весь маршрут нас сопровождали вооружённые бойцы из воинского подразделения охраны. К этому времени в Польше уже лежал снег, температура около пяти-семи градусов мороза. В вагоне холодно, так как топить буржуйку постоянно не получается. Маршрут куда едем, никто не знал, но явно не на Брест. Железная дорога Европейского типа с узкой колеёй. Вагоны постоянно качало, словно мы плыли на корабле. В Черняховске выплатили всем именные деньги, исходя из дальности маршрута каждого демобилизованного. Мне причиталось 17 рублей с копейками. Наш эшелон шёл до Новосибирска через Свердловск. В Великих Луках остановка. Свердловск меня не устраивал, поэтому с несколькими попутчиками взяли у сопровождающего документы и пошли покупать билеты через Москву на Челябинск. Билет стоил 10 рублей. До дома ещё оставалось четыре дня пути. В Москве была пересадка на другой поезд, который 15 декабря сделал плановую минутную остановку на станции Чумляк. Здесь меня встретил младший брат и через пару часов мы были дома. Из дембелей 1948 года призыва я прибыл самым крайним. 2023 г.