Найти в Дзене
Aviaposter.com

История Dragonair

Недавно ко мне обратился британский пилот с проcьбой нарисовать для него постер Airbus A320 авиакомпании Dragonair. Ранее мне уже приходилось рисовать самолёты Dragonair – знакомая ливрея, многократно отработанный шаблон самолёта – нарисовать ещё один борт не стало сложной задачей. И, как нередко случается, у нас с клиентом завязалась переписка. Слово за слово, – и он поведал мне свою историю и рассказал об авиакомпании, которой он служил верой и правдой много лет, и которая не выдержала борьбу с большим и влиятельным конкурентом. Впрочем, давайте всё по порядку.

Авиакомпания Dragonair была основана в Гонконге 24 мая 1985 года как дочерняя компания Hong Kong Macau International Investment Co, по инициативе Куанг-Пиу Чао, её почётного председателя. В июле того же года она начала свои полёты с рейса из международного аэропорта Кай Так в Малайзию.

Boeing 737-200 Dragonair. 1987 г.
Boeing 737-200 Dragonair. 1987 г.

Dragonair стала первым местным конкурентом крупнейшей авиакомпании Гонконга – Cathay Pacific. С момента основания новой компании, Сathay Pacific энергично боролась за блокирование её заявок на предоставление мест для полётов. В январе 1987 года Dragonair объявила о своём расширении за счёт заказа двух дальнемагистральных самолетов McDonnell Douglas MD-11. Сathay Pacific ответила скандалом на слушаниях в Управлении лицензирования воздушного транспорта Гонконга. В результате правительство Гонконга приняло политику "один маршрут – одна авиакомпания", которая просуществовала до 2001 года. Dragonair не смогла получить запланированные маршруты, необходимые ей для эффективной конкуренции. Компания оказалась в невыгодном положении из-за того, что кресло финансового секретаря Гонконга в те годы занимал сэр Джон Бремридж, на минуточку – бывший председатель правления Cathay Pacific. Это к вопросу о коррупции и лоббировании.

Boeing 747-400 Cathay Pacific. 1995 г.
Boeing 747-400 Cathay Pacific. 1995 г.

Первый генеральный директор Dragonair, Стивен Миллер, однажды сказал: "Наше появление на сцене не было встречено с большим энтузиазмом тогдашним правительством Гонконга... мы получили много возражений от Cathay [Pacific]". В 1980-х годах сложилась такая ситуация, что Cathay Pacific сосредоточилась на буме путешествий из других стран в Гонконг, оставив неразвитый, но свободный рынок материкового Китая для Dragonair. Вынужденная соглашаться на менее привлекательные маршруты, молодая авиакомпания сосредоточилась на материке.

В начале 1990 года Cathay Pacific, Swire Group и CITIC Pacific приобрели 89% акций Dragonair, при этом семья председателя её правления Куанг-Пиу Чао сократила свою долю с 22% до 6%. Это привело к смене владельца компании, после чего Cathay Pacific передала свои маршруты в Пекин и Шанхай Dragonair вместе с Lockheed L-1011 TriStar на условиях аренды. Первый Airbus A320 пополнил парк молодой авиакомпании в марте 1993 года, и к декабрю у неё в общей сложности насчитывалось уже шесть самолётов этой модели. Двумя годами позже парк Dragonair пополнился первым Airbus A330.

Airbus A320 Dragonair. Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A320 Dragonair. Иллюстрация aviaposter.com

Кстати, 5 июля 1998 года рейс 841 авиакомпании Dragonair из Чунцина был последним запланированным прибытием для всемирно известного аэропорта Кай Так. Самолёт приземлился на ВПП 13 в 15:38 по Гринвичу (23:38 по гонконгскому времени).

В 2005 году в СМИ стали распространяться слухи о том, что Cathay Pacific приобретёт Dragonair. И хотя они были категорически опровергнуты Тони Тайлером, тогдашним главным операционным директором Cathay Pacific, но 28 сентября 2006 года Dragonair стала полностью принадлежащей дочерней компанией Cathay Pacific. Пакет её акций претерпел крупную реорганизацию и был распределён между Cathay Pacific, Air China, China National Aviation Corporation Group, CITIC Pacific и Swire Pacific. Cathay Pacific заявила, что Dragonair продолжит работать как отдельная авиакомпания в составе Cathay Pacific Group, сохраняя собственный сертификат эксплуатанта и неизменный бренд. Однако авиакомпания будет сокращена, а пять процентов её персонала будут уволены или переведены в Cathay Pacific.

Arbus A321 Dragonair. Иллюстрация aviaposter.com
Arbus A321 Dragonair. Иллюстрация aviaposter.com

К 2009 году рейсы в Бангкок и Токио, а также планы расширения по введению рейсов в Сидней, Сеул и Соединённые Штаты были отменены и прекращены, в то время как Cathay немедленно забрала себе эти маршруты. Кроме того, запланированная перевозка грузов девятью самолётами также была отменена: три грузовых самолёта Boeing 747-400BCF были переданы в парк Cathay Pacific, а оставшиеся борта два припаркованы в логистическом аэропорту Южной Калифорнии в Викторвилле.

В январе 2016 года Cathay Pacific объявила о ребрендинге Dragonair, который стал отныне Cathay Dragon.

Airbus A330-300 Cathay Dragon. Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A330-300 Cathay Dragon. Иллюстрация aviaposter.com

Но уже 21 октября 2020 года Cathay Pacific заявила, что в рамках реструктуризации, в связи с COVID-19, Cathay Dragon немедленно прекратит свою деятельность. Почти все бортпроводники и пилоты, а также подавляющее большинство сотрудников регионального филиала были уволены.

Airbus A320 Dragonair. Постер выполнен для нашего заказчика в 2023 году. Иллюстрация aviaposter.com
Airbus A320 Dragonair. Постер выполнен для нашего заказчика в 2023 году. Иллюстрация aviaposter.com

С этого дня наш заказчик стал безработным пилотом. Ему пришлось несколько раз сменить работу и страну проживания. Это было трудное время. Из-за наступившего кризиса в сфере авиаперевозок во время пандемии многие пилоты остались без работы. Но память о своих птичках они сохранили. А мы помогаем им в этом по мере сил.

Постер готов к отправке.
Постер готов к отправке.