Испанцы пытались завоевать Канарские острова в 1494 году. Это случилось через два года после знаменитой экспедиции Колумба. Испанцы рассчитывали легко поработить местное племя.
Местные жители - гуанчи - на уровне военных технологий находились в каменном веке. У них не было никакого опыта масштабных сражений. И он сумели нанести сокрушительное поражение испанцам!
Давайте посмотрим, как им это удалось и разберем историю уникального народа гуанчей.
Гуанчи были дружелюбным народом. Впервые о них рассказал арабский географ Ал-Идриси в XII веке.
Гуанчи были светловолосы и у них были необычайно красивые женщины. Мужчины же - высокого роста с красновато-коричневым цветом лица. Так описывает географ гуанчей.
Однажды сюда заплыла арабская экспедиция. Моряки были истощены. Их здесь накормили, приютили, а затем помогли отправиться на континент.
Но испанцы никакого дружелюбия проявлять не хотели. Они сразу решили утвердить свою власть с помощью оружия.
Технологии гуанчей находились на уровне каменного века. Они не строили домов, а жили в пещерах. Оружие делали из камня. В качестве одежды использовали шкуры. Но некоторые бытовые технологии были уровнем выше - например, гончарный круг и сельское хозяйство.
Мир чем-то напоминал идиллию в стиле Жана-Жака Руссо. Древний мир, населенный добрыми людьми, которые не проявляли никакой агрессии.
Правитель старался заботиться о своих гражданах. Вождь, вступая на трон, произносил клятву:
«Клянусь сделать каждого подданного счастливым!»
И, действительно, старался заботиться о благе граждан, здесь это считалось добродетелью. У каждого острова был свой вождь, они старались ладить друг с другом.
Как показали современные исследования генома, гуанчи генетически родственны народам Северной Африки. В основном, берберам. Сейчас генетически близкие им люди живут, в основном, в Марокко и Алжире.
Светловолосые среди них также встречаются, как, например, марокканская модель с еврейскими корнями Мири Боадана:
Однако большинство берберов выглядит так:
С берберами смешались мехтоиды - это представители доисторической подрасы европеоидов, которые попали в Северную Африку с территории современной Испании. Так и получились гуанчи.
Несмотря на редкие контакты с моряками, жители Канарских островов жили в изоляции. До материка - 115 км, а флота у гуанчей не было.
Загадка гуанчей
Несмотря на то, что первые поселенцы были родственны берберам, здесь часто бывали представители других национальностей. С гуанчами торговали и древние римляне.
Однако осталась одна нерешенная загадка. Историк Плиний Старший в V веке до н. э. описывал Канарские острова, как необитаемые. При этом, на них были обнаружены руины крупных сооружений. Да и сейчас на Тенерифе есть останки пирамид. Построили их задолго до гуанчей первые жители Канарских островов, которые пока остаются неизвестными для антропологов.
Победа над испанцами
Испанцы, к тому моменту уже захватившие два острова, решили с наскока подчинить себе и остальные. В битве при Агуэре они сошлись с объединенной армией гуанчей.
«Гуанчи сильны в метании камней и обладают такой силой рук, что двумя-тремя ударами кулака разбивают вдребезги щит!» Моряк Альвизе де Ка да Мосто
Гуанчи использовали знания местности и смогли атаковать из выгодной позиции. Испанцы не могли использовать свое преимущество в кавалерии, им было трудно маневрировать. Гуанчи, вооруженные только деревянными копьями и камнями, сумели уничтожить 80% испанской армии.
Бенехаро II - вождь на Тенерифе, который сумел организовать сопротивление испанскому вторжению. Сегодня на острове стоит его памятник, в характерной для того времени одежде.
Дальнейшие события, увы, сложились не столь гладко. На Канарских островах вспыхнула эпидемия, которая унесла жизни многих людей, включая двух лучших военачальников.
В свою очередь испанцы смогли сделать вывод из поражения. И через несколько месяцев собрали большую армию. Была одержана безоговорочная победа и Канарские острова перешли во владение Испании. Местные жители были обращены в христианство.
В последующие годы большинство гуанчей либо истребили либо продали в рабство. А оставшиеся смешались с испанцами и перестали быть самостоятельным народом.