В 1979ом году стартовали первые испытания платформы 1224. Абсолютно новая конструкция которая брала за основу европейскую школу танкостроения. Через два года машина была всё еще не готова и что самое плохое для конструкторов не было ни каких подвижек в разработке башни с автомата заряжания. В этом же году начались испытания консервативной версии нового танка 1223 предполагающего измененное шасси, установку нового двигателя в немного измененную конструкцию корпуса Тип59 и сохранение башни Тип59, но с применением израильской технологии по установке 105мм нарезной пушки.
Ведущие конструкторы 1224 не собирались сдаваться и предложили свою "приземленную" версию. Шасси было доработано с оглядкой на М48, как и на 1223. Внутренний дизайн так же был схож с М48. С катанносварной башней возникли большие проблемы и её решили изготовить с помощью привычного литья. Пушку поставили китайскую 120мм.
А вот с двигателем и трансмиссией возникли проблемы. Точнее они перекочевали от прошлой версии 1224. Ставка была сделана именно на европейские силовые/двигательные механизмы и для их освоения явно не хватало 2-3 лет работы. Забегая вперед над ними работали еще в 90ых.
Для ускорения работы по этим направлениям было предложена сразу два варианта - 122-6 и 122-6F2. Отличались они только двигателями. В 1226 был двигатель 8V165 от Цзилиньского завода №636(Jilin Diesel Engine Factory ). Это была имитация немецкого двигателя который стоял на 1224. Мощность двигателя 900 лошадиных сил. Немецкие специалисты не стали помогать Китаю с доработкой данного двигателя из-за чего работы зашли в тупик и после 1981 года китайские инженеры начали заново проектировать двигатель, но уже на основе двигателя танка Челенджер. Вероятно первый двигатель Китаю достался из Ирана. Китай заказал партию из 10 штук, но по несчастному стечению обстоятельств корабль с двигателями затонул. Но Китай продолжил разработку в этом же направлении полагаясь на те материалы, что у были у него.
Следующая проблема с трансмиссией. Потратив большое время на её проектирование и получив удовлетворительный для прототипа опыт, оказалось, что она по конструкции крайне примитивна по сравнению с европейскими образцами. Этим образцом стала трансмиссия ESM500 французского производства.
Из-за нашего непонимания текущего состояния современных на то время технологий производства гидравлических трансмиссий мы испытывали проблемы с возвратом масла, проблемы с охлаждением, проблемы с контуром управления масла и с процессом изготовления коробок передач. Наши знания все еще находится на уровне 1950-х и 1960-х годов. Поэтому нам давалось это все с таким трудом.
Из воспоминаний господина Лао Ду, участника группы работающей над двигательной системой танка. Из статьи на weibo 回忆中国坦克液力传动研制历程
На 1226F2 стоял двигатель 12V150ZL Шаньсинского завода №616(Shanxi Diesel Engine Factory)(завод Datong?) который благодаря турбонаддуву мог достигать мощности в 960 л/с. Китайским инженерам очень хотелось достигнуть цифры в 1000 лс, но по сообщениям максимум что они смогли получить это 986 лс.
Кардинально изменили управление танком. Впервые на китайском танке был применён руль и автоматическая коробка передач. Пишут, что: "конструкция места водителя спроектирована на основе съемки и картографировании кабин M48 и M107 и объединена с китайской военной практикой".
В качестве орудия устанавливался прототип 120мм китайской пушки. В сравнении с орудием на 1221 были некоторые изменения в противооткатных механизмах и затворе. По поводу СУО известно, что оно было. По всей видимости аналогично тому, что в это время применялось на прототипе Тип80.
По корпусам можно добавить, что на башне, естественно, отказались от комбинированной брони, а вот на корпусе решили оставить. По всей видимости броня ВЛД аналогична броне прототипа Тип80-1 с комбинированной накладкой. Об этой модели в следующей заметке.
Прототипы 1226 и 1226F2 прошли испытания с 1981 по 1982 гг. Хотя большинство эксплуатационных показателей были близки к выдвинутым требованиям, они по-прежнему имели много проблем с надежностью и ремонтопригодностью. Готовая машина обязательно должна была иметь все комплектующие собственного производства, а с освоением собственных двигателей и трансмиссий возникли главные трудности. Даже не смотря на то, что они были основаны на иностранных решениях.
Так чем же наша серия закончилась? Путь китайского ОБТ пришел не к чему? И да и нет. Путь закончился не там где ожидали, а именно в развитии прошлого проекта 121 под обозначением 1223. А желание создать европоподонбный танк убийцу Т-72 обернулся неожиданным результатом. Но об этом позже.
Тем временем у параллельного проекта 1223 дела шли хорошо, что привело к окончанию задания 122 и закрытию других проектов по этому заданию. Но как можете вспомнить в Китае разработка идет не целыми танками, а только их узлами и уже после их комбинированию. Поэтому то проект 122 и стал амбициозным с разными вариантами конструкций. Все не востребованные сейчас узлы продолжать дорабатывать и станут применять в будущем. Например так появится БК1850 эксперименты с которым приведут китайскую бронетехнику к современному виду.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.
Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 1: Конфликт с СССР и первые пробы. Танки 122,1221,704
Путь к новому танковому шасси. Часть 1: Задание 121 и проект 68G.