Найти тему
Скажи-ка, батюшка...

А, может, блудным сыном быть выгоднее...?

Основной смысл притчи о блудном смысле предельно понятен. Младший из двух сыновей отца решил, что пора ему получить свою долю наследства и распорядиться им так, как он хочет. Молодость, глупость, гордость приводят к тому, что свою часть младший сын «спускает» и остается ни с чем. Помучавшись, очнувшись, «придя в себя», он решает вернуться к отцу и намеревается хотя бы наняться ему в работники. Даже не смеет намекнуть, что он все-таки сын. Да, ошибки молодости, все прогулял, но все-же сын…

Отец без тени сомнения выбегает ему навстречу и дает команду приготовить пир. Как будто, ничего и не было. Радость от того, что сын все-таки вернулся живой и относительно здоровый, перевешивает все укоры и упреки.

Смысл притчи понятен: как бы не согрешал человек, если он осознает свой грех и возвращается к Отцу-Богу, Бог принимает его с радостью. Нет на Небе большей радости, как об одном кающемся грешнике. Притчи несет в себе очень добрый, вселяющий в грешника надежду, смысл. Но на этом важные выводы этой притчи не заканчиваются.

Второй, старший сын, недоволен тем, что отец этому блуднику устраивает пир, тогда как ему, верному сыну, ни разу не разрешил посидеть пожарить шашлыки с друзьями. И его обиду можно понять.

Но радость отца в другом. Он говорит старшему сыну: как ты не понимаешь, дело совсем в другом – брат твой пропал, а теперь нашелся, погибал, и вот он живой. А он, старший сын, всегда был рядом, был жив, и все отцовское было и его так же.

И вот теперь оба сына: младший, «прогулявшийся», стоит здесь живой; и старший, «верный» сын отца, стоит тут же живой. И, как будто они равны, вот они оба у отца живые и здоровые. Так в чем же разница? Может быть, и старшему нужно было «гульнуть»? А потом тоже вернулся бы, покаялся и вот он снова у отца «хороший».

И все же толика несправедливости как будто бы есть… И многие на нее попадаются. Когда думают: раз Бог так легко прощает, то погуляем пока, а потом покаемся. Конечно, может и не успеть покаяться, но искушение велико.

Эта несправедливость и одинаковость итога грешившего и покаявшегося одного сына и терпеливого «верного» другого сына весьма обманчива. Все дело в том, что выше было приведено поверхностный взгляд на ситуацию. А если мы заглянем внутрь, посмотрим на состояния одного и другого сына, то поймем огромную разницу.

Младший сын, хоть и покаявшийся, будет нести печать своего греха всю жизнь. Прощение Богом грешника не возвращает его в первозданное состояние, по крайней мере, далеко не сразу. Если он будет дальше воздерживаться и бороться с грехом, то только тогда Господь его исцелит полностью. Но грех оставляет после себя раны, разруху и хаос. Да, враг изгнан, но теперь нужно все восстанавливать. Нужно время отучить себя от греховной привычки. Притча об этом не говорит, мы видим лишь яркий момент возвращения блудного сына. Но это только начало его борьбы, он прощен, принят, но ему предстоит еще «лечение». И ему не позавидуешь.

Что это значит? Это значит, что грех – это не просто нарушение заповеди, это глубокая рана душе и телу. Жизнь блудного сына может показаться более яркой, в ней больше участия Бога, это участие более явно. А жизнь тихого «верного» прихожанина может на этом фоне казаться скучной, в ней меньше чудес. Но это – всего лишь иллюзия, скрывающая от внешнего взгляда глубину изменений, которые производит грех. Лучше не грешить и жить «тихой» духовной жизнью, чем «яркой» греховной. Помните об этом, если вдруг однажды «старший сын» подаст в вас голос: ну почему этого грешника Бог так явно посещает, а я столько лет, и – ничего…