Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Слава богу, не в Америке..." (Россия-Белоруссия, 1992) и "Слезы капали" (СССР, 1982)

Слава богу, не в Америке... Россия-Белоруссия, 1992. Режиссер и сценарист Эдуард Садриев (по мотивам сценария американского фильма «Собачий полдень»). Актеры: Владимир Самойлов, Валерий Приёмыхов, Владимир Баранов, Татьяна Догилева, Игорь Кашинцев, Ростислав Шмырёв, Владимир Шелестов, Александр Баринов и др.

История ограбления банка, захвата заложников и т.д. хоть и не нова, но вполне «смотрибельна» на экране, и при надлежащем профессиональном исполнении может быть вполне увлекательной (что год за годом доказывается в сотнях американских и французских лент).

Однако автору сценария и режиссеру фильма «Слава богу, не в Америке...» Эдуарду Садриеву показалось, что надо ее начинить политической подоплекой.

Между тем, мало верится, что бывший полковник милиции, чтобы доказать свою правоту и разоблачить «верхи», погрязшие в махинациях, решится на вооруженное ограбление коммерческого банка в центре города и пообещает при этом каждые 15 минут расстреливать захваченных посетителей и сотрудников этого учреждения.

Но режиссер, по-видимому, был не на шутку увлечен разоблачительной идеей, заставляя хороших актеров Владимира Самойлова (полковник-бандит) и Валерия Приемыхова (полковник-милиционер) разыгрывать фальшивый дуэт при нелепых обстоятельствах...

В фильме полным-полно всякого рода несоответствий, сюжетных накладок и прочих атрибутов непрофессионализма. По всем статьям перед нами — скороспелый плод киноконъюнктуры, не получивший даже минимального художественного воплощения.

Александр Федоров, киновед

-2

Слезы капали. СССР, 1982/1983. Режиссер Георгий Данелия. Сценаристы: Георгий Данелия, Кир Булычёв, Александр Володин. Актеры: Евгений Леонов, Ия Саввина, Нина Гребешкова, Ольга Машная, Александра Яковлева, Борис Андреев, Лев Перфилов, Борислав Брондуков, Пётр Щербаков, Нина Русланова, Ия Нинидзе, Николай Парфёнов, Андрей Толубеев, Борис Сморчков, Ирина Шмелёва и др. 7,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Быть может, эта притча — самая печальная из грустных комедий Георгия Данелия.

Используя мотивы известной сказки Андерсена «Снежная королева», Данелия (с подачи сценаристов А. Володина и К. Булычева) рассказывает вполне российскую историю.

Мир увиден здесь взглядом немолодого мелкого начальника (Евгений Леонов) — своего рода состарившегося Кая 1980-х. Бедняге попал в глаз осколок волшебного зеркала и заставил увидеть все человеческие и социальные пороки.

Правда, волшебное зеркало у Данелии было не столь уж кривым. Скорее, наоборот, своим сказочным свойством оно позволило авторам открыто высказать то, что обычно в те годы пряталось в подтекст...

К сожалению, блестящий зачин картины не получил адекватного продолжения. Все-таки цензура в 1982 году была еще слишком сильна...

Александр Федоров, киновед