28. Тема 25. Морфология. Части речи. Глагол.

236 прочитали
Художник Анатолий Концуб.
Художник Анатолий Концуб.

Задание 1. Проверка домашней работы.

Было задание:

1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния".

2. Сделать морфологический разбор слова категории состояния из предложения: Выйдешь — поневоле тяжело — хоть плачь!

Проверь себя.

I.Часть речи - тяжело - кат. сост. (психическое сост. человека).

II.Морф. призн.

1.Пост. призн.: неизменяемое, качеств.

2.Непост. призн.: степ. сравн. - нет, Время - нет.

III.Синт. роль в предл.: поневоле (каково?) тяжело - сказуемое.

Задание 2. Работа в тетради, напиши число, тему.

число
Морфология. Части речи. Глагол.

Расскажи, что ты помнишь о части речи "Глагол" : что обозначает, на какие вопросы отвечает? Приведи примеры.

Напомним, можно посмотреть: стр. 12. Тема 9. Морфология. Части речи. Основные сведения.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-2

Задание 3.

Прочитай определение глагола. Сверь со своим ответом.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Что делать? Бежать. Что сделать? Побежать.

Рассмотрим основные сведения о глаголе.

Многие учёные-языковеды считают глагол самой содержательной частью речи, потому что она обладает широкими возможностями описания жизни, действительности в ее развитии и движении.

Например, Николай Греч, русский писатель, филолог, живший на стыке 18-19 веков, писал: "Глагол придает речи жизнь".

Имена существительные называют предметы и явления, которые нас окружают. Имена прилагательные уточняют, называют признаки того или иного существительного, а глаголы обозначают, как бы «оживляют», показывают движение и изменения в окружающем нас мире.

С помощью глагола мы узнаем, слышим и видим внутренним и внешним нашим взором, как все в нашем мире движется, изменяется, как звучит, как чувствует себя!

*******

Что делать? что сделать? - это начальная - неопределённая форма глагола.

Неопределённая форма глагола - значит - по ней нельзя определить форм вида, рода, числа, других морфологических признаков, пока слово не начало изменяться.

Глагол может изменяться грамматически - когда смысл слова не изменяется, а форма слова изменяется так, как требуется в речи (в тексте).

Например, Витя (что делает?) сидит, осенью птицы (что сделают?) полетят на юг. Здесь уже есть формы: мужской род, единственное число и т.д.

Глаголы указывают на то, что делают существительные.

Поэтому вопросы к ним нужно задавать от существительных, действия которых они поясняют.

Например: зима (что сделала?) пришла.

Задание 4.

Рассмотри Таблицу, где собраны все особенные черты части речи "Глагол".

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-3

Уточним, что обозначает каждый морфологический признак глагола.

Глагол, как самостоятельная часть речи обозначает действие предмета. Сегодня даже определяют градацию этих действий: само действие (бежать), процесс (объяснять), состояние (чувствовать).

Но, тем не менее, это всегда обозначение действия.

Даже если предложение безличное (в котором нет подлежащего (лица), например, предложение состоит из одного слова: СМЕРКАЛОСЬ, то всё равно подразумевается действие предмета (окружающей среды).

Постоянные признаки.

Виды глагола. Совершенный и несовершенный.

Категория вида очень важна для русского языка.

Три времени и два вида составляют всю систему языка, с помощью которой описываются действия различного характера.

Уже в 30-х годах 19 века были выявлены оба вида: совершенный и несовершенный.

Совершенный вид глагола — это такой вид глагола, который обозначает завершённое или ограниченное каким-либо промежутком времени действие, совершаемое объектом - имеют какой-либо предел в совершении.

Завершённое, совершённое действие, но почему тогда вид совершенный?

Дело в том, что в то время (начало 19 века) произношение Ё считалось простонародным (наследие древнерусского языка). На месте современной Ё читалась буква Е (в старославянском языке, созданном Кириллом и Мефодием, не было буквы Ё). Оно допускалось в устной речи, в сказках, комедиях, но не в высокой лирике или пьесах трагедийного жанра. Поэтому обозначение вида читалось через Е.

Со временем буква Ё "прижилась" в русском официальном языке, но название "совершенный вид" осталось.

*******

Глаголы несовершенного вида никогда не выражают действие, которое является завершенным или имеет какой-либо предел в совершении. Эта особенность показывает выполняемое действие без конкретики и четких временных рамок, результат без финала.

Они отличаются приставкой С- в глаголе и самом вопросе. Если если есть приставка С- (что сделать? что сделал? что сделает? и т.п.) - это совершенный вид. Если этой приставки нет - глагол несовершенного вида.

Рассмотри Таблицу, закрепи понимание видов глагола.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-4

Здесь может возникнуть вопрос о Будущем (простом) и Будущем сложном времени.

Будущее время (простое) выражается одним словом - глаголом.

Что сделаю? Сварю.

Сложное будущее время называется так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива глагола, несущего смысл.

Что буду делать? Буду варить.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-5

Возвратность глагола.

Возвратность глагола определяется суффиксами -СЬ, -СЯ, превратившимися из полного слова СЕБЯ : ВОЛНУЮСЬ (волную себя), ГРЕЙСЯ (грей себя). Такие глаголы как бы возвращают действие "на себя". Поэтому так они и названы. Если нет таких суффиксов, то глагол - невозвратный.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-6

Переходность глагола.

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на предмет.

Защищать (что?) Родину. Любить (кого?) ребёнка.

Грамматически это выражается в том, что глаголы способны управлять:
- формой
винительного падежа существительного (местоимения) без предлога: вести (что?) беседу - глагол ставит существительное БЕСЕДА в Винительный падеж;
- формой родительного падежа, обозначающей часть от целого, либо при отрицании:
попробовать (чего?) сока, не дождаться (чего?) известия - глагол ставит существительные СОК и ИЗВЕСТИЕ в Родительный падеж.

Все остальные глаголы, управляющие существительными с предлогами, являются непереходными: стоял на балконе; подойти ко мне.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-7

Спряжение глаголов.

Сначала отвечу: зачем вообще нужно знать эти сведения простому человеку.

Всё дело в том, что большинство глаголов в русском языке имеют безударные окончания, в которых люди делают больше всего ошибок при написании.

Поэтому, я считаю, что спряжение - самое главное, что желательно понять и запомнить о глаголе как части речи.

Напомню, что мы изучаем русский язык для того, чтобы хорошо понимать, как он устроен, любоваться его красотой и грамотно и правильно излагать свои мысли в письменном или устном виде.

*******

В зависимости от личных окончаний (1 лица, 2 лица, 3 лица) в русском языке различают I и II спряжение глагола. Это самая большая группа глаголов.

Однако выявлены и ещё две группы глаголов:
разноспрягаемые и особо спрягаемые.

Рассмотрим Таблицу основных сведений о глаголах, которую составили доблестные и терпеливые учёные, разобрав сотни примеров.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-8

Сначала разберём глаголы 1-го и 2-го спряжения.

На самом деле, спряжение — это изменение неопределенной формы глагола (начальной), на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе.

Рассмотрим примеры.
Глаголы: ЛЮБИТЬ, ЖАЛЕТЬ, ВОРЧАТЬ, ПИСАТЬ.
Изменим глаголы по лицам (1,2,3) и числам (единственное и множественное):

1 лицо  я люблю' — мы лю'б
им / я ворчу - мы ворчим
2 лицо  ты лю'б
ишь — вы лю'бите /ты ворчишь - вы ворчите
3 лицо  он лю'б
ит — они лю'бят / он ворчит - они ворчат
*******
1 лицо  я жале'ю — мы жале'
ем / я пишу' - мы пи'шем
2 лицо  ты жале'ешь — вы жале'ете / ты пи'ш
ешь - вы пи'шете
3 лицо  он жале'ет — они жале'ют / он пи'ш
ет - они пи'шут

Как видно из примеров: окончания у изменённых форм глаголов (за исключением 1 лица, ед.ч.) - безударные (ЛЮБИТЬ, ЖАЛЕТЬ, ПИСАТЬ), ударные (ВОРЧАТЬ) и имеющие разные буквы перед -ТЬ. В первом примере в окончании буква -И, а во втором окончании буква .

Теперь смотрим на Таблицу 1-го и 2-го спряжений глаголов окончательное правило, которое нужно понять и запомнить.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-9

Легче всего запомнить, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению. Запомнить, что они имеют в личных окончаниях букву И.

Все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению.

Исключение составляют только разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы.

*******

Разноспрягаемые глаголы.

Разноспрягаемые глаголы - это глаголы, которые изменяются частично по первому и по второму типу спряжения.

Их немного.

Хотеть, (захотеть, расхотеть и т.п.), бежать, (прибежать, убежать и т.п.), брезжить, чтить (от слова почитание - уважение).

Посмотрим примеры склонения разноспрягаемых глаголов.

Ед.ч., Мн.ч.

1 л. (я-мы) - хочу, хотим; бегу, бежим.

2 л. (ты, вы) - хочешь, хотите; бежишь, бежите.

3 л. (он,она, оно,они) - хочет, хотят; бежит, бегут.

Как видно - они имеют окончания и 1-го и 2-го спряжений.

*******

Особо спрягаемые глаголы.

Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую, то есть, древнюю) систему окончаний, когда грамматическая система нашего языка была совершенно другой.

Особенность их в том, что в единственном числе в окончаниях нет гласных.

Их тоже немного.

Это глаголы: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).

Посмотрим примеры склонения особо спрягаемых глаголов.

Глаголы : дать, есть.

Ед.ч., Мн.ч.

1 л. (я-мы) - дам, дадим; ем, едим.

2 л. (ты, вы) - дашь, дадите; ешь, едите.

3 л. (он,она, оно,они) - даст, дадут; ест, едят.

Смотрим: в 1-м, 2-м, 3 -м лице ед.ч. (ем, ешь, ест) всё, что осталось от корня, – это буква е, а окончание получается просто м.

Ест – тут корень представлен двумя буквами: ес, а окончание -т.

*******

Глагол: быть.

Ед.ч., Мн.ч.

1 л. (я-мы) - есть, есть;

2 л. (ты, вы) - есть, есть.

3 л. (он,она, оно,они) - есть, есть.

Глагол БЫТЬ во всех лицах имеет совсем другую форму. А изменяется он во временах: Прошедшем и Будущем и в числах : был, буду, будет, будем.

Понимаем, что глаголы: дать, есть, быть сохранили воспоминания о том далёком времени, когда грамматическая система нашего языка основывалась на древнерусском языке.

*******

Есть ещё понятие "Безличные глаголы" – без действующего лица (смеркается, хочется). Если сказуемое выражено безличным глаголом, то в нём не бывает подлежащего.

Вот такие особенные постоянные морфологические признаки у части речи "Глагол".

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-10

Разберём непостоянные признаки глагола.

Наклонение.

Наклонения глаголов в русском языке — это признак, который выражает реальное (когда действие происходит на самом деле), возможное действие, или просьбу-побуждение выполнить действие.
В русском языке у глаголов выделяют три наклонения:
изъявительное, повелительное, условное
Радовал, радовал бы, радуй!

Рассмотри наглядную Таблицу, обрати внимание на примеры.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-11
Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-12

Время глагола.

В русском языке три времени глагола:

Прошедшее, Настоящее и Будущее.

Если мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то это глаголы Настоящего времени:

Что делает? Смеётся, радуется.

Если мы говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы используем глаголы Прошедшего времени.

Что делал? Смеялся, радовался.

Что сделал? Посмеялся, порадовался.

О прошедшем времени нам в слове напоминает суффикс -л-.

Если говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы употребляются в Будущем времени.

Что будет делать? Будет смеяться, будет радоваться.

Что сделает? Посмеётся, порадуется.

*******

В древнерусском языке глаголов и времён глаголов было намного больше.

Обрати внимание, например, на слова: слушал, прослушал и прослушивал, подслушал и подслушивал, заслушал и заслушивал, наслушался, заслушался, выслушал и выслушивал, дослушал и дослышал и др. — это всё слова с разными смыслами и различными временными значениями.

Но это всё формы прошедшего времени одного и того же глагола!

Я продолжаю поражаться, удивляться разнообразию, богатству средств выражения мыслей и смыслов в русском языке!

Учёные же совершенно правильно решили, что знание нюансов всех времён глаголов можно оставить для учёных-филологов, писателей, журналистов, где эти знания особенно нужны.

А для основного школьного образования грамотного, культурного, понимающего древность и величие русского языка человека, россиянина, достаточно зания основных трёх времён глаголов для самовыражения.

Ведь он, если захочет, всегда может продолжить изучение русского языка во всех его тонкостях.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-13

Лицо, Род, Число глагола.

Глагол всегда указывают на того (тех), кто совершает действие, поясняют то, что делают существительные (иногда это местоимения).

Поэтому и категории лица, числа и рода глагола всегда определяются по существительным (местоимениям), которые эти глаголы характеризуют.

Рассмотри примеры.

Ребята пошли в лес за грибами. Пошли - мн. ч. (род и лицо здесь не определяется).

Петя пошёл в лес за грибами. Пошёл - 3 лицо, ед. ч., мужск.р.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-14

Синтаксическая роль глагола в предложении.

Глагол, как и показано в Таблице "Особенные черты части речи "Глагол", может быть любым членом предложения.

Прочитай ещё раз примеры.

Учиться – всегда пригодится (Подлежащее, сказуемое). Ветер клонит деревья (Сказуемое). Жилин не терял надежды (какой?) бежать (определение). Я вернулся назад (зачем?) любоваться заливом (обстоятельство). Человек учится (чему?) понимать природу (Дополнение). Он должен (что сделать?) вернуться (Составное глагольное сказуемое). Все будут (что сделаны?) задержаны (Составное именное сказуемое).

Добавим для ясности.

Что из себя представляют составное глагольное и составное именное сказуемое?

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-15
Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-16

Бывает ещё простое именное сказуемое.

В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует, не употребляется: Вера – есть дочь Кати. Вера – дочь Кати.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-17

Задание 5. Закрепляем знания о глаголе, используя стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева, известного русского поэта.

Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873).
Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873).

Прочитай стихотворение, написанное в далёком 19 веке.

В небе тают облака

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

/2 августа 1868 г./

Задание: выпиши из него все глаголы.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-19

Проверь себя.

Тают, катится, ушла, веет, пройдут, будут, течь, искриться, дышать.

Проведи морфологический разбор глаголов: тают, катится.

Морфологический разбор глагола - это письменное или устное определение постоянных и непостоянных признаков глагола, его синтаксической роли в предложении - анализа как самостоятельной части речи в русском языке.

Морфологический разбор глагола суммирует в краткой форме все его признаки, позволяет потренироваться и закрепить знания об этой замечательной части речи.

Для проведения морфологического разбора используй Таблицу.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-20
Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-21

Задание 6. Проверь себя.

Морфологический разбор глагола ТАЮТ.

В небе тают облака...

I. Часть речи - глагол (действие предмета, отвечает на вопрос : что делают?).

Нач.ф. - таять (инфинитив - неопред.ф.)

II. Морфологические признаки

1.Пост. признаки: несоверш. вид, неперех., невозвр., 1-е спр.

2. Непост. признаки: изъявит. накл., мн. ч., наст. вр., 3-е лицо.

III.Синт.роль.: сказуемое.

*******

Морфологический разбор глагола КАТИТСЯ.

В искрах катится река ...

I. Часть речи - глагол (действие предмета, отвечает на вопрос : что делает?).

Нач.ф. - катиться (инфинитив - неопред.ф.)

II. Морфологические признаки

1.Пост. признаки: несоверш. вид, неперех., невозвр., 2-е спр.

2. Непост. признаки: изъявит. накл., ед. ч., наст. вр., 3-е лицо.

III.Синт.роль.: сказуемое.

Видишь, как это просто и интересно!

Надеюсь, у тебя всё получилось!

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-22

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Прочитай удивительное стихотворение Марины Цветаевой, русской поэтессы с грустной судьбой.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Подумай, о чём она говорит, обращаясь к тебе. Что она чувствует?

Нынче я гость небесный

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа-гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в пёсьей шерсти',
Пёс был сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

2. Найди в тексте слова знакомых частей речи, посмотри, какие образы они рождают в твоём воображении.

3.Выпиши все глаголы, так точно передавшие её внутреннее состояние.

Задание 1. Проверка домашней работы. Было задание: 1.Повторить все сведения о части речи "Категория состояния". 2.-24

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать канал: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.