29,1K подписчиков

Мир Игры Престолов Д. Мартина. Выбор Эддарда Старка

1,2K прочитали

Здравствуйте, уважаемые читатели. Уже несколько лет публикую на «Интересной фантастике» материалы о мире цикла Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», более известном у широкой публики, как «Игра престолов». Обычно, это статьи по легендариуму Вестероса и Эссоса («истории» мира ПЛИО), обзоры земель, народов, городов, аристократических родов (Домов) и т.п. Почти ничего не пишу о сюжете и персонажах литературного цикла, тем самым, не затрагивая самое интересное, что есть в мире Мартина. Давайте поговрим сегодня про прямого и честного феодала Эддарда Старка, несгибаемые принципы которого, во многом, и стали причиной большой замятни в Вестеросском царстве – государстве.

Напомню краткое содержание сюжетного казуса, разбираемого в обзоре. После смерти десницы Джона Аррена, король Роберт совершает визит на север, в Винтерфелл. Там он уговаривает своего старого друга Эддарда Старка занять место Аррена. Старк, придающий большое значение понятиям аристократической чести и рыцарской верности, принимает решение служить Роберту.

В Королевской Гавани, не сильно приспособленный к придворной борьбе всех против всех, лорд Винтерфелла пытается использовать собственные представления о жизни. В условиях небольшого северного замка, и вообще Севера, его взгляды органично вписывались в общество. Консервативные северяне, разбросанные маленькими общинами по огромной территории, не тяготились верховной властью Винтерфелла. Старки были скорее символом вековечной особости Севера, его знаменем. Незыблемые идеалы и принципы, как нельзя лучше способствовали авторитету династии. Реалии Семи Королевств времен короля Роберта Баратеона, - усиление влияния клана Ланнистеров. Корона все больше зависела от финансов богатых западников и слаженных дружин лорда Тайвина. Прежний десница похоже хорошо понимал это. Джон Аррен, получив информацию о том, что принцы и принцесса не являются биологическими детьми короля, медлит. По идее, он должен был как можно скорее связываться со Штормовым Пределом и заключать союз со Станнисом Баратеоном. Похоже, Аррен вовсе не желал новой феодальной смуты.

Эддард Старк и Роберт Баратеон, Арт. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/349803096030068288/
Эддард Старк и Роберт Баратеон, Арт. Источник изображения: https://ru.pinterest.com/pin/349803096030068288/

В реальной истории достаточно примеров такого поведения. К примеру, западно-римский военачальник Ситилихон узнав, что император Гонорий хочет устранить его, мог выступить с федератскими дружинами и разбить заговорщиков. Но он не хотел смуты в Империи и приехал в Равенну к своему правителю, где был казнен.

Впрочем, версия, что Джон Аррен сознательно медлил, не является убедительной на сто процентов. Мартин об этом не пишет. Может быть Аррен избрал неверную тактику. Также непонятно, кто отравил десницу короля. Это был Мизинец, с подачи Ланнистеров? Или интриган затеял собственную игру? Верховный мейстер Пицель? Серсея? Мартин оставляет это на суд читателей. Так сказать, пожалуйста, стройте версии. Единственное, что не вызывает сомнений, - связь между знанием десницей Арреном тайны происхождения детей королевы Серсеи и его смертью.

Зато никаких предположений о судьбе лорда Старка делать не нужно. Ланнистеры устраняют его, как досадную помеху на пути к господству их рода в Семи королевствах. Практически никто в Королевской гавани не встал на сторону бывшего десницы. В сюжетной линии с падением Эддарда Старка видно мастерство, талант автора ПЛИО. Мартин подает Эддарда читателю, как чрезвычайно притягательного персонажа. Эддард прекрасный семьянин, мужественный воин, ответственный правитель. Нельзя назвать северного лорда приторно правильным и хорошим героем. Когда надо, Старк проявляет себя жестким феодалом. Помните, как в первой книге ПЛИО (роман «Игра престолов») Эддард невозмутимо исполняет суд над беглецом с Ночного дозора? Уж никак нельзя назвать его добрым человеком. Судя нашими мерками, конечно. Феодал, он и есть феодал. Но шикарно созданный феодал. Так шикарно, что даже не подкопаешься к его упрямому поведению в ситуации с происхождением наследника престола Джоффри, Томмена и Мирцеллы.

Разве не было в реальной истории таких вот упрямых аристократов, придерживающихся сословных принципов? Сколько угодно. Можно вспомнить какого-нибудь Ричарда Львиное Сердце, Карла IV Бургундского, князя Владимира Андреевича Храброго и т.д. Эти воины и правители были примером своего времени, о них слагали былины и сказания, но в то же время они проигрывали более хитрым визави. Салах ад-Дину, Людовику Французскому, великому князю Василию Дмитриевичу.

По сути, понять старшего Старка можно сквозь призму средневекового мышления аристократического сословия. Эддард присягал Роберту Баратеону и исполнял свой вассальный долг пред королем. Это важнее для него, чем размышления о том, что правда может принести беду в королевстве. Все эти Ланнистеры, Аррены, Баратеоны, Тиррелы и прочие господа южных земель, привыкли к интригам, союзам, стратегии и тактике. Для многих из них хитрость является естественным условием своего выживания и выживания рода (Дома). На севере иная жизнь. Суровый климат и малонаселенные земли делают главным в жизни любого северянина доверие к ближнему своему, нерушимость клятвы и т.п. Старки во главе Севера пережили не только все междоусобицы Семи Королевств и вторжение Таргариенов на драконах. Их род восходит еще к доанадальским временам седой древности. Винтерфелл всегда надеялся на кланы и Дома вассалов, а те, в свою очередь, знали, что Север всегда помнит. Север же олицетворяли Старки. В общем, Эддард просто ведет себя так, как подсказывают ему опыт, традиции, воспитание и прочие навыки жизни северного лорда. На мой взгляд, нельзя назвать его совсем упертым идеалистом. Хотя, конечно, широты кругозора ему на посту десницы явно не хватило. Правда стратегов уровня лорда Вариса, в Семи Королевствах не много. Да и Варис - иностранец из более развитых краев, потому понятие «страна» для него не открытие. Остальные действующие лица такими терминами не фигурируют от слова «совсем». Даже обладающий острым умом и недюжинным интеллектом Тирион Ланнистер. И это, кстати, в условиях феодализма, вполне себе нормальное мышление. Джордж Мартин не придумал ничего нового. Также думали и феодалы реального исторического Средневековья. Верность своему Роду, или вассальной присяге, абсолютно превалировала над всем остальным. Понятие национальных государств появилось значительно позже. Единственное, в реальной истории религия играла гораздо большую роль, чем в фэнтезийном мире Вестеросса и Эссоса. Но и тут можно найти исключение. Средневековый Дальний Восток, к примеру, где буддизм и конфуцианство играли чуть меньшую роль в динамике. Вернее, роль была велика, но вера воздействовала на общественные процессы более опосредовано, чем в Европе, на Руси, или в мусульманском мире.

Источник: https://ru.term-life-store.com/880732-why-is-young-ned-stark-VMDSBV
Источник: https://ru.term-life-store.com/880732-why-is-young-ned-stark-VMDSBV

Вернусь к упрямцу Неду Старку. Можно ли поставить ему в вину пренебрежительное отношение к судьбе дочек: Сансы и Арьи? Ведь бросив вызов Ланнистерам и поддержав претензии Станниса Баратеона на Железный трон, лорд Старк делает жизнь своих близких в столице небезопасной. Мне кажется, что и здесь Эддарду нельзя предъявить легкомысленное отношение к детям. Постоянный риск для первого сословия: пэров, сэров, лордов, князей и бояр, рыцарей и дружинников, прочей такой братии, является постоянным сопутствующим признаком принадлежности к элите общества. Это касается всех благородных: от младенцев, до глубоких стариков. Мещане и крестьяне вряд ли боятся интриганов – соседей. Но у них свои проблемы, в виде обязанности снабжать, служить и подчиняться. Так что и в этом аспекте поведение северного лорда не выходит за рамки приемлемого. Более того, будучи поверженным и заточенным соперниками в казематы Королевской Гавани, Нед Старк соглашается оговорить себя в обмен на жизнь и свободу дочерей. Одно дело постоянный риск любого феодала и его близких, другое – попытка спасти своих при прямой угрозе, без шансов предотвратить ее иными способами. Так что Старк совсем не упрямый глупец. Все вполне рационально.

Да и вообще, вся история кончилась бы довольно заурядно, как и большинство феодальных дрязг. Лорд решил до конца быть верным сюзерену, но проиграл и теперь будет вынужден охранять всю оставшуюся жизнь границы обжитых земель на Стене. Просто вмешался случай, в виде неуправляемого Джоффри. Так тоже бывает. Ну а дальше, казнь старшего Старка выливается в мятеж Севера под водительством Молодого Волка. Противоречия, до этого сглаживаемые драконами Таргариенов и сложившимся порядком, приводят к смуте. По большому счету, гибель старшего Старка в столице, лишь повод.

В заключение, еще раз отмечу талант Д.Р.Р Мартина, создавшего фэнтезийный сеттинг, персонажи которого действуют логично, исходя из представлений псевдофеодального общества. Собственно, потому ПЛИО и стала вторым по значению произведением мирового фэнтези (думаю, кто на первом писать не нужно).

На этом на сегодня все. Все ссылки на обзоры «Интересной фантастики» по миру ПЛИО закреплены в единой подборке. Найти ее можно под шапкой канала. Ну а еще, приглашаю вас в свой тг-канал. Там оперативно публикуются ссылки на новые статьи и посты данного канала и не только они https://t.me/infantastika