Найти тему
Филатов (рассказы)

Конюшня вместо молитвы. Солдаты Наполеона в древнем храме Москвы

Оглавление

Тут следует сразу оговориться, что это не самое страшное, что делали со памятниками архитектуры Москвы солдаты вражеской армии. Да, представители армии "Двунадесяти языков» не сильно церемонились с храмом Воскресения Христова в Кадашах, но и наши предки в первой половине прошлого века изрядно постарались в деле разрушения многих святынь. С религией большевики боролись успешно, но это отдельный разговор. Давайте посмотрим, как вписывался великолерный храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе, о котором пойдет речь, в городской ландшафт в позапрошлом веке.

Вид из усадьбы Демидовых в сторону Кремля. Кадашевский храм легко угадывается в правой части снимка на втором плане.
Вид из усадьбы Демидовых в сторону Кремля. Кадашевский храм легко угадывается в правой части снимка на втором плане.

Этот снимок датируется 1866-67 годами. Есть иное, более официальное название этой фотографии: "Вид на Кремль из дома графини М.Ф.Сологуб". Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке еще не построено. Если бы этот снимок был сделан в наши дни, оно бы непременно попало в кадр. Ворота бывшей усадьбы сохранились. В роскошном особняке (снимок выше сделал из его окон) ныне поместилась научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

В в самом начале прошлого века здание относилось к Московской Шестой гимназии. Вы только посмотрите, как смотрятся эти грандиозные ворота в прошлом.

Источник: Журнал Мир Искусства 1904, №7
Источник: Журнал Мир Искусства 1904, №7

Чугунное литье заводов, которые принадлежали Демидовым, радует глаз застывшим кружевом замысловатого узора. Прежде чем перейти к интересующему нас храму, напомню, что выпускниками этого учебного заведения были писатель Иван Шмелев, кинорежиссер Всеволод Пудовкин.

Но мы переместимся в Кабалевскую слободу, где до сих пор стоит величественная церковь. Пятикупольный храм построен в 1687—1695 годы. Это знаменитое московское барокко. Оно славится изяществом пропорций, ажурным силуэтом.

Воскресенская церковь расположена в Замоскворечье, которое известно своими тихими улочками.
Воскресенская церковь расположена в Замоскворечье, которое известно своими тихими улочками.

На втором этаже с северной и южной сторон есть открытая галерея — гульбище. Мне приходилось подниматься на эту крышу в летнюю пору. С северной стороны открывается великолепный вид на Кремль. Никаких гуляний на этой крыше в настоящее время не проводится. Хотя в теплое время года здесь можно проводить чаепития, конференции - места там довольно много, можно спокойно разместить человек двадцать.

Вот что об этих гульбищах писала известный Гали Владимировна Алферова в своей работе "Памятник русского зодчества в Кадашах":

Значит, вокруг апсид второго этажа и одновременно по верху нижних апсид шло гульбище, то есть открытая галерея, по которой ходили. Этот вывод, к которому неизбежно приводил анализ древних следов, сохранившихся при перестройке фрагментов памятника, был настолько парадоксален, что поверить в него было трудно. Галерея по алтарям в русских храмах никогда не делалась. Но исключения такого рода в более ранней архитектуре встречались, например на Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря, построенном крупным русским зодчим Никитой Миничем Миновым, постриженным в монастырь под именем Никона и ставшим в 1652 году патриархом Всея Руси.

Благодаря реставрационным работам, которые проводила Гали Владимировна Алферова, удалось восстановить исторический облик храма. Эти работы проводились с 1946 по 1966 гг.

Тихая Москва

Воскресенская церковь расположена в Замоскворечье, которое известно своими тихими улочками. Даже днем иной раз можно оказаться в тихом дворике (если он не закрыт высоким забором). Красавец-храм - это объект культурного наследия народов РФ.

Храм Воскресения в Кадашах все еще угадывается с Большой Ордынки - главной дорожной артерии Замоскворечья.

Большой Кадашевский переулок 1913 год. Автор:А. А. Губарев
Большой Кадашевский переулок 1913 год. Автор:А. А. Губарев

Постройки, которые вы видите на этом снимке сохранились, хотя прошло уже более ста лет. Обратите внимание на фигурку человека, долбящего лед в левой части фотографии. Как кинорежиссёр, могу сказать, что просмотр таких фотографий помогает безошибочно воссоздать эпоху. Казалось бы, ну что может рассказать этот снимок? Очень многое... Сточные трубы, например. Их дизайн не претерпел никаких изменений, но все же.

Скупость кирпичной кладки отступает
Скупость кирпичной кладки отступает

Изысканность величественного памятника достигается белокаменной резьбой. Выкрашенные в белый цвет наличники окон, порталы, гребешки, карнизы придают кирпичной кладке выразительность. Скупость кирпичной кладки отступает.

Выкрашенные в белый цвет наличники окон, порталы, гребешки, карнизы придают кирпичной кладке выразительность. Фото: Никита Филатов
Выкрашенные в белый цвет наличники окон, порталы, гребешки, карнизы придают кирпичной кладке выразительность. Фото: Никита Филатов

В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря. Верхний храм с одним престолом Воскресения Христова. Он и определил название храма. Здесь служили в теплое время года. Сохранились фотографии удивительного шестиярусного иконостаса.

Иконостас вызолотили листовым красным золотом
Иконостас вызолотили листовым красным золотом

Иконы разграничивались колонками из дерева. Примечательна сквозная резьба. Она напоминала изысканное плетение из виноградных кистей и листьев. Это, кстати, распространенный библейский сюжет. Древние умельцы все делали не просто так... Иконостас вызолотили листовым красным золотом, нерезные части иконостаса умелые мастера, у которых был вкус к прекрасному, выкрасили в голубой цвет.

Над росписью стен и созданием икон трудились самые талантливые царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. Последний – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты.

Роспись нижнего храма в Кадашевской слободе
Роспись нижнего храма в Кадашевской слободе

Нижний храм имел три престола. Там и сегодня довольно тепло. Раньше он отапливался двумя изразцовыми печами. Их я не запомнил, хотя и не раз бывал в нижней церкви. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел освятили в 1704 г. Он посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. в честь святителя Николая Чудотворца был освящен и левый придел.

Колокольня "Кадашевская свеча"

В 1695 году с западной стороны к церкви пристроили стройную шестиярусную колокольню. За ее изящные формы в народе ее прозвали "Кадашевской свечей".

2019 год. Фото Никиты Филатова
2019 год. Фото Никиты Филатова

Декор колокольни выполнен в кирпиче, он отчасти повторяет белокаменный узор самой церкви. Ее высота - 43 метра. Замечательные воспоминания о своей реставрационной работе оставила Гали Владимировна Алферова в уже упомянутой выше работе "Памятник русского зодчества в Кадашах". Вот что она пишет о колокольне в другом месте своего научного труда:

Интересные результаты получила я при обмерах колокольни. Внимание привлекают уютные помещения второго и третьего ярусов. В чем секрет их очарования? Опять в отступлении от симметрии. Симметричный по фасаду восьмерик в колокольне мастерски увязан с асимметричным его интерьером. Внутри восьмерика вы не почувствуете разлада между внешним и внутренним видом.

Высочайшее качество работ по камню

Здесь я не буду воспевать мастерство тех, кто ставил эту замечательную церковь. Опять же, предоставлю слово тому, кто делал обмеры, работал с рулеткой, можно сказать, жил в этих стенах.

Кирпичная кладка сделана с необычайной тщательностью и точностью. Швы одинаковой толщины не отклоняются ни от отвеса, ни от уровня, создают строго вертикальные стены; оконные откосы и проемы тоже не имеют никаких отступлений. Это мы проверяли, прикладывая в различных местах стен фугованные рейки; они подтвердили точность кладки, выполненной мастерами XVII в.

Вернемся к заголовку

Дорогой читатель, я начал этот материал с заголовка про конюшню, в которую превратили в храм Воскресения Христова. О ней и поговорим.

В 1812 году храм был разграблен. Сильно пострадала роспись 17 века. В нижнем (теплом) храме наполеоновские солдаты устроили конюшню. В результате поджога пострадала и колокольня. Часть ценностей расхитили. Работы по восстановлению храма продолжались вплоть до 1863 года. Росписи снова заиграли красками, иконостас заново позолотили.

Заключение

Всем читателям я рекомендую найти время и прогуляться тихими переулками до этого замечательного архитектурного памятника. Можно зайти внутрь, ощутить основательную мощь прохладных стен, которые видели и помнят так много.

Фото Константина Преображенского
Фото Константина Преображенского

Призываю вас подписаться на мой канал, где я делаю заметки об архитектурных памятниках, пишу свои рассказы.

Использованы материалы:
1.
Г. В. Алферова "Памятник русского зодчества в Кадашах"