Найти тему
Pleska-info.by

Художник, по которому скучает театр

В Большом театре Беларуси открылась выставка живописи «Александр Костюченко. Посвящение». Десять лет (2009-2019) он был главным художником главного театра страны. «Для Большого театра эта личность – уникальная. После ухода Александра Александровича у нас нет главного художника», – сказала генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова. Ему был всего 61 год, когда он умер после тяжелой болезни.

Александр Костюченко
Александр Костюченко
На открытии выставки «Александр Костюченко. Посвящение»
На открытии выставки «Александр Костюченко. Посвящение»

«Мы звали его Сан Санычем», – говорит народная артистка Беларуси Нина Шарубина. И рассказывает, каким светлым и легким человеком он был. Встретит оперных певиц в коридоре – и прикрывает глаза рукой, как будто солнце слепит: «Девочки, вы просто затмили своей красотой». «Его обожали женщины в театре», – подтверждает дирижер Николай Колядко, они с Сан Санычем дружили. Театральные женщины, которые пришли на открытие выставки, улыбаются и кивают. И по этим улыбкам, подернутым тихой грустью, понимаешь: Сан Саныча здесь никто не смог заменить не только как главного художника. «Для Большого театра это личность уникальная», – подтверждает Екатерина Дулова.

Работа Александра Костюченко
Работа Александра Костюченко
Работа Александра Костюченко
Работа Александра Костюченко
Посетители выставки
Посетители выставки

Когда мы, зрители, смотрим спектакль, то обращаем внимание не только на то, как певцы поют, а артисты балета танцуют. Любой спектакль – огромный коллективный труд, в котором у художника практически такая же главная роль, как у композитора, режиссера, хореографа и дирижера. По-настоящему запоминающийся спектакль получается только тогда, когда они вместе рассказывают одну историю, когда они единомышленники. В случае с художником есть еще одна важная вещь: декорации должны помогать зрителям воспринимать и понимать спектакль, а артистам его петь или танцевать. И декорации, которые создавал Александр Костюченко, помогали! «Он всегда старался сделать так, чтобы певцу было удобно. Декорации должны быть жесткими, чтобы голос звучал. Чтобы не тряпочки висели, а чтобы стояли жестко, и голос отражали», – говорила Нина Шарубина.

Макет оформления сцены оперы «Царская невеста», слева – дирижер Николай Колядко
Макет оформления сцены оперы «Царская невеста», слева – дирижер Николай Колядко
Дирижер Николай Колядко
Дирижер Николай Колядко

В день открытия выставки в театре давали оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» (режиссер Михаил Панджавидзе), сценографию к которой создал Александр Костюченко (ее макет есть на выставке). Дирижер Николай Колядко, подняв вверх глаза, сказал: «Сан Саныч, спасибо тебе, дорогой, ты этот спектакль сделал акустически блестяще. Потому что эта стена, которая стоит за избой, позволяет певцам не форсировать голос». И певцы за это Александру Костюченко благодарны.

Посетители выставки
Посетители выставки

«Мечтой всей его жизни, с детства, было стать художником Большого театра, – вспоминал сын Константин Костюченко, известный белорусский скульптор. – Ходить сюда на работу каждый день было большим счастьем для него. Отец был счастливым человеком».

Константин Костюченко
Константин Костюченко

«Мы имели счастье общаться с выдающейся личностью», – говорит директор театра Екатерина Дулова. Разве театр, спектакли – это не про счастье? Разве не уходим мы, зрители, из театра счастливыми, даже если и плачем там иногда? И как важно знать, что спектакли делают счастливые люди, влюбленные в свою профессию.

Посетители выставки
Посетители выставки
Перед открытием выставки звучала музыка. Стоит за роялем дирижер Николай Колядко
Перед открытием выставки звучала музыка. Стоит за роялем дирижер Николай Колядко

Дирижер Николай Колядко вспоминает другой спектакль, для которого Александр Костюченко создал сценографию – балет Вячеслава Кузнецова «Анастасия» (хореография Юрия Трояна). О том, как совсем недавно возили его на гастроли в Оман. Театр там прекрасный, очень современный, страна мусульманская, и перед гастролями Николай Колядко немного волновался: как там воспримут декорации, на которые Александра Костюченко вдохновляли фрески Свято-Ефросиньевской церкви в Полоцке? «Эти иконописные лики, которые Сан Саныч сделал…». И вдруг произошло удивительное: Николай Колядко не смог дальше говорить. Остановился. Закрыл лицо руками. И быстро-быстро ушел. Потом признался, что вспоминает друга каждый день. И о том, как его не хватает.

-13
Александр Костюченко. «Тайная вечеря»
Александр Костюченко. «Тайная вечеря»

Иконописные лики Александр Костюченко принес не только в балет «Анастасия». Они есть и в картине «Тайная вечеря» на выставке в театре. Спрашиваю сына Константина: мне ведь не показалось, что религиозная тематика волновала его отца? «Наверное, все же больше духовность, духовное. Бацьку всегда интересовало больше содержание, чем наружные цвета и формы. Поэтому большая часть работ, представленных здесь, наполнены глубоким содержанием. Эти работы близки нам, семье, близки людям, которые с ним работали, были его друзьями и коллегами. Большая часть работ – о его жизни».

Александр Костюченко «Слепцы» (фрагмент)
Александр Костюченко «Слепцы» (фрагмент)
На выставке
На выставке

Выставка в Большом театре открывает Александра Костюченко с новой стороны: как художника-живописца. С этой стороной его творчества мы, зрители, практически не знакомы. Тем интереснее. В театре у него была большая мастерская, а совсем рядом, на Осмоловке, небольшая студия, в которой и написаны большинство работ, выставленных сейчас в театре. «Он не раскрыт как живописец. Наверное, потому что очень раскрывался здесь, в театре. Здесь он звучал очень громко. Он был большой человек и художник, любил людей и очень любил нашу Беларусь».

Посетители выставки, слева – Наталья Шарангович
Посетители выставки, слева – Наталья Шарангович
Посетители выставки перед работой Александра Костюченко «Покаяние»
Посетители выставки перед работой Александра Костюченко «Покаяние»
-19
Александр Костюченко «Покаяние»
Александр Костюченко «Покаяние»

Живописные полотна Александра Костюченко, представленные на выставке в фойе Большого театра, которая продлится месяц, бережно сохраняются в семье. «Отец был для нас маяком – что для моего младшего брата Александра, что для меня, – признается Константин Костюченко. – Отец нам задавал, во-первых, определенную планку и, второй момент, когда он приходил смотреть работы, ты понимал, в какую сторону дальше нужно двигать свой проект и свою работу, чтобы она получила нужное звучание, нужное видение и ощущение».

На выставке
На выставке

Будете в театре, обязательно поднимитесь на второй этаж, уровень бельэтажа – и посмотрите на работы Александра Костюченко. Вы увидите другую – не театральную – грань его таланта. А когда будете смотреть и удивляться, вспомните, как много разных людей сказали о нем одинаково хорошие, хотя и такие разные, слова: «Сан Саныч, мы вас помним и любим», – говорила Нина Шарубина. Поверьте, в театре такое не часто случается.

Выставка «Александр Костюченко. Посвящение» будет работать месяц.

-22
На выставке
На выставке

Фото: Михаил ПЕНЬЕВСКОЙ