В Большом театре Беларуси открылась выставка живописи «Александр Костюченко. Посвящение». Десять лет (2009-2019) он был главным художником главного театра страны. «Для Большого театра эта личность – уникальная. После ухода Александра Александровича у нас нет главного художника», – сказала генеральный директор Большого театра Екатерина Дулова. Ему был всего 61 год, когда он умер после тяжелой болезни.
«Мы звали его Сан Санычем», – говорит народная артистка Беларуси Нина Шарубина. И рассказывает, каким светлым и легким человеком он был. Встретит оперных певиц в коридоре – и прикрывает глаза рукой, как будто солнце слепит: «Девочки, вы просто затмили своей красотой». «Его обожали женщины в театре», – подтверждает дирижер Николай Колядко, они с Сан Санычем дружили. Театральные женщины, которые пришли на открытие выставки, улыбаются и кивают. И по этим улыбкам, подернутым тихой грустью, понимаешь: Сан Саныча здесь никто не смог заменить не только как главного художника. «Для Большого театра это личность уникальная», – подтверждает Екатерина Дулова.
Когда мы, зрители, смотрим спектакль, то обращаем внимание не только на то, как певцы поют, а артисты балета танцуют. Любой спектакль – огромный коллективный труд, в котором у художника практически такая же главная роль, как у композитора, режиссера, хореографа и дирижера. По-настоящему запоминающийся спектакль получается только тогда, когда они вместе рассказывают одну историю, когда они единомышленники. В случае с художником есть еще одна важная вещь: декорации должны помогать зрителям воспринимать и понимать спектакль, а артистам его петь или танцевать. И декорации, которые создавал Александр Костюченко, помогали! «Он всегда старался сделать так, чтобы певцу было удобно. Декорации должны быть жесткими, чтобы голос звучал. Чтобы не тряпочки висели, а чтобы стояли жестко, и голос отражали», – говорила Нина Шарубина.
В день открытия выставки в театре давали оперу Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» (режиссер Михаил Панджавидзе), сценографию к которой создал Александр Костюченко (ее макет есть на выставке). Дирижер Николай Колядко, подняв вверх глаза, сказал: «Сан Саныч, спасибо тебе, дорогой, ты этот спектакль сделал акустически блестяще. Потому что эта стена, которая стоит за избой, позволяет певцам не форсировать голос». И певцы за это Александру Костюченко благодарны.
«Мечтой всей его жизни, с детства, было стать художником Большого театра, – вспоминал сын Константин Костюченко, известный белорусский скульптор. – Ходить сюда на работу каждый день было большим счастьем для него. Отец был счастливым человеком».
«Мы имели счастье общаться с выдающейся личностью», – говорит директор театра Екатерина Дулова. Разве театр, спектакли – это не про счастье? Разве не уходим мы, зрители, из театра счастливыми, даже если и плачем там иногда? И как важно знать, что спектакли делают счастливые люди, влюбленные в свою профессию.
Дирижер Николай Колядко вспоминает другой спектакль, для которого Александр Костюченко создал сценографию – балет Вячеслава Кузнецова «Анастасия» (хореография Юрия Трояна). О том, как совсем недавно возили его на гастроли в Оман. Театр там прекрасный, очень современный, страна мусульманская, и перед гастролями Николай Колядко немного волновался: как там воспримут декорации, на которые Александра Костюченко вдохновляли фрески Свято-Ефросиньевской церкви в Полоцке? «Эти иконописные лики, которые Сан Саныч сделал…». И вдруг произошло удивительное: Николай Колядко не смог дальше говорить. Остановился. Закрыл лицо руками. И быстро-быстро ушел. Потом признался, что вспоминает друга каждый день. И о том, как его не хватает.
Иконописные лики Александр Костюченко принес не только в балет «Анастасия». Они есть и в картине «Тайная вечеря» на выставке в театре. Спрашиваю сына Константина: мне ведь не показалось, что религиозная тематика волновала его отца? «Наверное, все же больше духовность, духовное. Бацьку всегда интересовало больше содержание, чем наружные цвета и формы. Поэтому большая часть работ, представленных здесь, наполнены глубоким содержанием. Эти работы близки нам, семье, близки людям, которые с ним работали, были его друзьями и коллегами. Большая часть работ – о его жизни».
Выставка в Большом театре открывает Александра Костюченко с новой стороны: как художника-живописца. С этой стороной его творчества мы, зрители, практически не знакомы. Тем интереснее. В театре у него была большая мастерская, а совсем рядом, на Осмоловке, небольшая студия, в которой и написаны большинство работ, выставленных сейчас в театре. «Он не раскрыт как живописец. Наверное, потому что очень раскрывался здесь, в театре. Здесь он звучал очень громко. Он был большой человек и художник, любил людей и очень любил нашу Беларусь».
Живописные полотна Александра Костюченко, представленные на выставке в фойе Большого театра, которая продлится месяц, бережно сохраняются в семье. «Отец был для нас маяком – что для моего младшего брата Александра, что для меня, – признается Константин Костюченко. – Отец нам задавал, во-первых, определенную планку и, второй момент, когда он приходил смотреть работы, ты понимал, в какую сторону дальше нужно двигать свой проект и свою работу, чтобы она получила нужное звучание, нужное видение и ощущение».
Будете в театре, обязательно поднимитесь на второй этаж, уровень бельэтажа – и посмотрите на работы Александра Костюченко. Вы увидите другую – не театральную – грань его таланта. А когда будете смотреть и удивляться, вспомните, как много разных людей сказали о нем одинаково хорошие, хотя и такие разные, слова: «Сан Саныч, мы вас помним и любим», – говорила Нина Шарубина. Поверьте, в театре такое не часто случается.
Выставка «Александр Костюченко. Посвящение» будет работать месяц.
Фото: Михаил ПЕНЬЕВСКОЙ