Найти в Дзене
Отдел Отчетности

Сколько стоят коллекции музеев мира?

Оглавление

Спойлер: с высокой вероятностью вы не найдете данных о стоимости коллекций в публичном доступе в отчетности топовых музеев, но обо всем по порядку...

Ностальгия по неограниченному доступу к цифровым базам знаний Big4 привела меня к идее самостоятельно исследовать непопулярные, но не менее интересные кейсы учета из разных отраслей и областей жизни.

И начать я решила свое исследование с вопроса: а как же учитывать в МСФО объекты искусства? (кроме видео и аудио контента - о них поговорим когда-то в следущий раз)

Теория МСФО

В МСФО нет прямых указаний как именно необходимо учитывать предметы искусства. В таких ситуация мы отправляемся в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», который говорит, что в ситуации отсутствия прямых указаний в МСФО, для учета события необходимо разработать собственную учетную политику. Исходя из этого популярные источники предлагают нам двигаться по следующему сценарию:

  1. Первоклассные объекты искусства, включая предметы с неопределенным сроком полезного использования, логично учитывать по справедливой стоимости (если, скажем, такой объект был приобретен с целью получения спекулятивной прибыли) или по переоцененной стоимости (пример: Портрет госпожи Лизы Дель Джоконда, Леонардо да Винчи);
  2. Объекты искусства, неразрывно связанные с сооружениями или зданиями срок полезного использования которых конечен, предлагается учитывать по правилам учета основных средств по МСФО (IAS) 16, а именно капитализировать в состав самого здания, или, например, как неотделимые улучшения, и амортизировать в течение срока полезного использования (пример: здания которые спроектировала Заха Хадид или здания, крыши и фасады которых расписал Покрас Лампас);
  3. Небольшие объекты декора для офиса или мерча компании, которые не подлежат капитализации по определению - предлагается списывать в состав расходов текущего периода, или отражать в запасах до отпуска в расход (например, объекты декора и принты от модного дизайнера).

Практика применения

Вдохновившись теоретическими ожиданиями, я отправилась с исследовать публичную финансовую отчетность, чтобы узнать стоимость объектов культуры и искусства в экспозициях топовых музеев мира. Уже напредставляла в своей голове как составлю топ пять самых дорогих экспозиций и сравню их с активами крупнейших нефтяных компаний.

В этом вопросе меня ждал крупный провал, хорошая теория сильно разошлась с практикой. Вот что случилось на практике нескольких известных музеев:

  • MET (Metropolitan Museum of Art, USA - крупнейший музей Нью-Йорка и Америки). В отчетности, проаудированной престижной иностранной фирмой, написано, что по учетной политике, которой обычно придерживаются художественные музеи, стоимость музейных коллекций была исключена из отчетов о финансовом положении (баланса), а подарки в виде предметов искусства исключены из выручки. Ок, у них US GAAP, скажете вы и будете правы, ищем дальше.
  • National Museum of Ireland, тоже самое - никаких объектов искусства на балансе, указана причина - что оценить невозможно. Стандарты - опять же не МСФО, а UK GAAP (далее о них поговорим)
  • Найти в открытом доступе отчетность музеев по МСФО оказалось очень сложной задачей, не говоря уже о том, что часть крупнейших музеев мира вообще не публикуют отчетность (привет, Эрмитаж и Лувр!) либо она на японском языке, которым я увы не владею (привет, Национальный музей Токио).

Полученные результаты в поиске "отчетность музея по МСФО" (в тч на англ. языке) навели меня на две мысли: первая - в некоторых странах музеи не публикуют привычную для нас отчетность по общепринятым международным стандартам, так как являются некоммерческими организациями (например наш Эрмитаж, государственное учреждение, аудирует Счетная Палата РФ); либо публикуют - но не по МСФО.

Поэтому за поиском смыслов я далее пошла в отчетность британских музеев и UK GAAP.

Исследование и поиск смыслов

Логичное объяснение, почему объектов искусства нет на балансе, нашлось быстро, но не в МСФО, а руководстве по учету Великобритании и Ирландии (UK GAAP), видимо там проблема учета таких объектов была наиболее актуальной. В начале 2000-х годов Accounting Standards Board UK опубликовал Discussion Paper на тему учета объектов культурного наследия. Ранее в 2001 году там же вышли в свет первые правила, предполагающие что объекты культурного наследия хорошо бы оценивать и отражать на балансе.

Этот документ (DP) начинался с истории о том, как в 1799 году в Египте был найден Розеттский камень - стелла из камня с высеченными на ней иероглифами и периодом возникновения до нашей эры. В 1802 году камень был передан в Британский музей, где он находится по сей день и по данным музея, является наиболее посещаемым одиночным объектом. Большая незадача состоит в том, что непонятно каким образом музей, да и кто либо еще на нашей планете, может оценить ценность этого объекта чтобы отразить его в отчетности. Эта история иллюстрирует одну из основных проблем, с которой может столкнуться обладатель предметов искусства пытаясь их оценить. Среди таких проблем были определены:

  1. Невозможность или сложность оценки уникальных объектов культурного наследия, особенно тех, которые приобретаются, например, не в процессе сделок купли-продажи, а в качестве пожертвований и донаций;
  2. Быстрая потеря актуальности цены приобретения, редкие сделки с аналогичными объектами на рынке, и соответственно вопрос применимости модели учета по стоимости приобретения (исторической стоимости);
  3. Уникальность объектов способствует сильному разбросу оценок разных экспертов, отсутствую единые принципы оценки и, возможно, объективность оценки также можно поставить под сомнение;
  4. Стоимость регулярной оценки может превышать выгоды от ее использования при подготовке отчетности (в контексте понимания, что музеи и галлереи не являются коммерческими структурами и спекулятивный доход от купли-продажи коллекций это не цель их деятельности).

По итогам проведенного анализа, позднее в UK GAAP были сформулированы правила для учета объектов культурного наследия (раздел 34 FRS 102). Коллекции музеев и галлерей были выделены в особый класс объектов Heritage assets (объектов, которые используются исключительно для целей создания культурной ценности и накопления знаний в обществе).

Учет Heritage assets предполагается по следующему алгоритму:

  • Учет по исторической или переоцененной стоимости в качестве отдельного класса активов на балансе. Что возможно, если, например, предмет наследия или искусства был приобретен недавно в сделке купли-продажи.
  • Если такая информация о стоимости объекта недоступна, и не может быть получена при разумных усилиях в сравнении с полезностью такой оценки, то объекты не капитализируются и не отражаются в балансе. Однако в таком случае, от компании требуются определенные раскрытия в составе примечаний к отчетности.

Ну а уж если твоя компания преследует коммерческие, а не платонические цели от приобретения и пользования объектами искусства, то именно тогда правила учета и будут соответствовать порядку, который я описала выше по МСФО.

Как правило, музеи идут по второму сценарию, по понятным причинам. Но! Кое что мне все-таки удалось нарыть.

На закуску

Ловите - отчетность Британского музея за 2021 год. Отлично раскрыта учетная политика по объектам культурного наследия до 2001 года и после, сформулированы проблемы оценки таких объектов, а также частично объекты отражены на балансе в составе отдельной статьи. Достаточно почитать одну эту отчетность, чтобы понять суть и проблемы учета таких объектов.

...По итогу, я все еще в поиске отчетности какого-либо музея, подготовленной по МСФО. Если вдруг знаете такую, поделитесь ссылкой в комментариях.

P.S.: поисках отчетности Лувра (которой нет в открытом доступе, увы) я наткнулась на отчетность Группы Louis Vuitton, о чем обязательно расскажу в следующих статьях.