Найти тему

Проповедь о служении ближнему ради Царствия Небесного (2002.01.25)

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова о служении ближнему ради Царствия Небесного. Утро 25 января 2002 года. Запись из архива мультимедийного издательства "Деоника".

Когда был (Господь) в доме (в Капернауме), спросил их (учеников): о чем дорогою вы рассуждали между собою? (Мк. 9, 33). Конечно, Господь всегда знает, о чём рассуждают Его ученики, но Он спросил это для того, чтобы начать разговор об очень важных вещах. Он хотел, чтобы они сами сказали о том, что их беспокоит. Всякий человек говорит только о том, что у него на душе, что ему интересно, что для него важно. Но ученики молчали. Всегда, когда человек молчит, это значит, что он либо забыл, о чём речь, либо ему стыдно об этом сказать. В данном случае было второе. Они устыдились, а почему? Потому что уже известное время ходили с Господом Иисусом Христом и уже много чего от Него восприняли. Они не могли сразу признаться, потому что дорогою рассуждали о том, кто из них больше, буквально, как малые дети: «Я первый!» – «Нет, я первый!». Для людей, ещё не просвещённых светом евангельской истины, очень важно быть первыми. Соображения престижа, первенства, карьеры, продвижения по службе и прочее очень важны. Они уже подспудно чувствовали из поведения Самого их Небесного Учителя, что такое устроение неугодно Ему, поэтому, когда Господь прямо спросил, они устыдились, потому что уже чувствовали в этом большую неправду.

Господь, чтобы утвердить их в этом чувстве, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня (Мк. 9, 35-37). Что Господь этим хотел показать? Дело в том, что в нашей системе ценностей, что определённым образом связано и с христианским устроением, отношение к детям совсем другое. Тогда на Востоке в расчёт принимались только мужчины. Даже в Евангелии сказано, что было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф. 14, 21), потому что они как бы не в счёт. Ну что такое женщина? Ни сабли не умеет держать, ни хозяйство вести, ну и вообще, так сказать. Женщина – это орудие для произведения мужчин на свет. Ну а ребёнок что? Ребёнок – это ещё меньше, чем женщина, о нём ещё заботиться надо. Дети – это женское дело. Полноценные люди – это только мужчины. Поэтому, конечно, отношение к детям было тоже такое, что мужчина не должен даже ими заниматься. Вот когда юноша уже вырастет, тогда он поступает в воспитательную опеку отца или старшего в доме.

Господь взял дитя, то есть самого малого из этой человеческой троицы – муж, жена и дитя – и сказал: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня (Мк. 9, 37). Самый малый человек, самый незначащий, который не имеет возможности принимать самостоятельные решения, но ценность его перед Богом ничуть не меньше, чем всех остальных, совершенно одинаковая. Действительно, потом с веками это было воспринято. Сейчас, например, даже в уголовном законодательстве всех христианских стран отношение к ребёнку расценивается так же, как отношение к взрослому. Ценность его считается ничуть не меньше, даже с точки зрения таких законодательств, которые в своей основе совсем удалились от Божественного понимания. Тем не менее в этом мы уже теперь воспитаны, правда, не понимаем, что основа этого идёт как раз из этого события.

Дальше Господь говорит: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. То есть нужно стараться прийти в устроение, противоположное обычному человеческому, не стремиться быть первым, во всём главным, значительным, а, наоборот, стремиться быть во всём последним, всех пропускать вперёд, всем уступать, стремиться получать меньше всех, как можно большему числу помогать, быть у всех в услужении. Не так, как обычно человек рассуждает: «Я что, на всех нанялся? Что я должен всем делать?» Нет, ты ничего не должен, конечно, но, если ты хочешь быть первым перед Богом, тогда должен. И так во всём. Слугой быть всем, не так распределять, что если человек мне нравится и симпатичен, то я ему окажу любовь и милосердие, а если он мне неприятен, я стараюсь его отфутболить, чтобы он мне не досаждал. Наоборот, нужно стремиться к тому, чтобы ты расценивал любое обращение человека к тебе, как будто к тебе обращается твой господин, а ты ему слуга. Что бы он ни захотел, ты ему должен это обеспечить. Это, конечно, очень трудно, это есть некий идеал, но по крайней мере к этому надо стремиться. Если уж не получается, по крайней мере сам себя не оправдывай в том, что ты этого не делаешь, тем, что этот человек не достоин или он тебя загонял, или загрузил, или запахал, если хочешь быть христианином. Если не хочешь, тогда разговор совсем другой, речь идёт только о тех людях, которые хотят быть учениками Христовыми. Это совсем не для всех, это удел избранных. Поэтому Господь даже не всех собрал, кто был вокруг Него, а только двенадцать. Только их подозвал, потому что остальным это говорить бесполезно. Остальных можно только заставлять из-под палки, как, собственно, и заставляют на работе рублём, в армии гауптвахтой, во всяких компаниях страхом ножа, в семье ремнём. Не хочешь, пошёл вон на улицу. А если человек хочет, он понуждает себя сам, это гораздо более эффективно.

Мы смотрим, как даже маленькие дети, погодки или двойняшки, попробуй мама начни кормить кого-то первым, или папа принесёт игрушку и подарит одному, а другому не подарит, другой тоже изойдёт от зависти. Начнёт орать, требовать, ведь его никто этому не учил. В нём есть уже зависть, пренебрежение к ближнему, отсутствие любви к нему, это в нём коренится. Так вот почему Господь вопреки тому, что в нас коренится, ставит нас как бы в такие трудные условия, чтобы быть всем слугой? Не только маме, папе, братьям и сёстрам, а вообще всем, даже постороннему человеку. Он упал где-нибудь возле остановки, надо встать и поднять. А может, мне неохота, а может, мне тяжело, а может, я спешу. Я ему слуга что ли? Если хочешь жить по-христиански, придётся тебе себя понудить на это, сделать добро человеку, который тебе и чужд, и неприятен, ну и конечно, никогда тебя ни за что не отблагодарит. Как бы не обокрал, на том спасибо. Почему так? Опять же, потому что Господь собирает Себе учеников с одной исключительно целью, Он хочет дать им Царство. А Царство Божие можно только унаследовать. Подарить его нельзя, его можно только унаследовать. Поэтому человек должен стать наследником Самого Господа Бога. Чтобы стать наследником, нужно стать сыном. Чтобы стать сыном, нужно уподобиться Отцу. Это естественно, сын похож на Отца, потому что он берёт с него пример. Поэтому Господь, чтобы люди имели этот пример, стал Человеком, чтобы ученики, глядя на Него, исправляли свою жизнь в том, в чём она не похожа на Него, тем самым усыновлялись Богом Отцом. А если сыны, то и наследники. А если наследники, то входят в Царство Небесное.

Сам Господь, Он же всем слуга. Абсолютно все люди на земле пренебрегают Богом и забывают о Боге, некоторые на десятилетия, некоторые на месяцы, некоторые на недели, остальные на двадцать часов в день. Изредка вспоминают, что Бог есть, что хорошо, что плохо, а так живут по своим греховным представлениям. Но стоит только человеку обратиться к Богу, Господь тут же помогает этому человеку. Очень часто приходится беседовать с абсолютно нецерковными людьми, и они все в один голос говорят: «Мне Бог помогает». Хорошо, Бог тебе помогает, это прекрасно, а ты что Богу? Он даже удивляется: «Как что Богу?» Ему даже в голову не приходит, что Богу нужно за это какую-то благодарность хотя бы принести. Бог человеку всё даёт, всё время о нём печётся, все его просьбы, как самый последний слуга, исполняет, причём не только христиан, но даже всяких еретиков. Если сектант будет к Богу обращаться, Господь ему поможет. Мусульманин будет молиться, Господь ему поможет. Язычник, вообще существо, исповедующее такую религию, про которую в Писании написано, что это мерзость перед Богом, но даже такой мерзостный человек обращается к Богу, и Господь ему даёт. Совершенно неверующий человек, отрицающий и хулящий Бога, когда нож к горлу приставят, начинает всегда молиться: «Господи, помоги и прости». Я сам тому был свидетель неоднократно. Сразу всё вспоминает: и «Господи, помилуй», и к священнику готов бросаться за помощью. Так и хочется сказать: «А где же ты раньше был? Что же ты раньше говорил?», – «Ой-ой-ой, прости, больше не буду, только помоги!» И что же? Господь помогает. Господь сказал: приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37). Господь являет вот такую любовь к человеку, к существу противному, мелкому и неблагодарному, хуже всякого животного. Если мы хотим быть наследниками Царства Небесного, мы должны тоже к такой любви стремиться. Любовь в этом и выражается, в том, что один человек служит другому.

И Сам Христос пришёл не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Ему Самому послужить. И Он служил Своим апостолам, Он так и спрашивал их: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чём недостаток? Они отвечали: ни в чём (Лк. 22, 35). Никто не работал, не учился, пенсию не получал. Ходили при Нём и ни в чём не нуждались, всегда были сыты, всегда были одеты, всё у них было. Ни в чём нужду с Ним не знали, вплоть до того, что, когда буря разыграется, им страшно станет, Господь и бурю усмирит, лишь бы у них на душе всё было спокойно. Во всём исполнял все их желания. Естественно, Господь объясняет им, что, если они хотят быть наследниками Царства Небесного, они должны уподобляться Богу. Поэтому Господь и требует от нас именно такого отношения к ближнему, какое и Он Сам имеет. Только Он имеет к существам много ниже Себя: Бог свят, человек грешен, Бог – Творец, человек – творение. Очень большая разница и большая дистанция, а между людьми нет никакой дистанции, все мы совершенно одинаковые грешники, абсолютно все мы погрязли в одних и тех же пороках, все мы являемся творениями одного и того же Бога, все являемся родственниками, все произошли от Адама и Евы. Вообще между нами разница весьма незначительная. Более того, даже хотя языки человеческие делятся на всякие группы, мы не всегда друг друга понимаем, но всё-таки языки, на которых мы говорим, и то имеют общие корни. Вот как это интересно. Совершенно очевидно, что когда-то у всех был один язык, об этом и Писание свидетельствует. Каких-то особенных трудностей для преодоления этой розни между нами нет. Причина в наших болезненных страстях.

Можно всё преодолеть, пример святых мучеников это очень хорошо являет. Любому из нас палец загни в обратную сторону, он будет орать и от всего отречётся моментально. А некоторым даже не надо ломать, просто скажи, что сегодня вечерком его прибьют, и человек сделает всё, что у него попросят. Не только вопреки Евангелию, но даже вопреки здравому смыслу. Любого можно под страхом физической боли и насилия добиться от человека. Почему? Потому что мы очень слабы духовно, у нас нет такого мужества, чтобы противостоять не только боли и насилию, а даже своим страстям, которые тоже нашу волю насилуют, но всё-таки не в такой степени. Вот они нам пример, как люди и молодые, и женского слабого пола, преодолевали ради того, чтобы остаться со Христом. Нам тем более надо постараться. Если нам Господь и не попускает такие страдания, то хотя бы свои страсти душевные и плотские стараться обуздать, что тоже страдание, конечно. Человек разгневался, хочет этот гнев вылить наружу, удержаться же трудно? Трудно. Но не труднее, чем когда тебе кости молотком перебивают и с тебя кожу снимают. Трудно, но всё-таки не так. Если люди могли претерпеть такое страшное, неужели мы и то малое, ради того, чтобы стать учениками Христовыми, не постараемся претерпеть? Может, не сразу и получится, но если ежедневно, да постепенно, да потихонечку, с упорством, то тогда Господь поможет обязательно, при условии, что мы будем Его об этом просить, тогда обязательно.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/