Слово «све» в Хакасии осмысливается как некое сакральное сооружение – место окруженной каменной оградой. Это может быть крепость на вершине горы или круг камней, каменная насыпть радиусом в один-два метра и высотой 30-40 сантиметров. Но есть у этих сооружений общие признаки по которым их находят.
Во-первых это должна быть горка, с которой хорошо обозреваются окрестности, практически на 360 градусов. Подняться на нее возможно лишь на одном участке. Чем меньше ширина этого участка – тем лучше. Рядом с горкой есть источник воды – мелкая речка, ключ, озеро. На склоне горы часто располагается большое количество захоронений - курганные поля, как правило, с Восточной стороны.
В Хакасии большое количество све, официально зарегистрировано 45 сооружений.
Смысл такого сакрального комплекса можно объяснить так: све – это место где люди общаются с богами, место связывающие наш мир с другими. Там пробит и наработан канал в иной мир. Людей хоронят на склоне горы, предполагая, что душа поднимется в све и от туда уйдет к богам. Так как Запад принято считать направлением уходящего, то и курганы старались делать с восточной стороны, чтобы душам не пришлось идти на Восток против правил.
Хотя феномен строительства све связывают с окуневской культурной, есть серьезные основания относить его к более древнему культурному пласту – афанасьевскому.
Большинство захоронений афанасьевской культуры – это круг из камней. Это может быть насыпь или вертикально стоящие плиты. Человека хоронили в центре круга. Иногда вокруг погребения делали второй круг.
Несколько окружностей вписанных друг в друга – весьма распространенный символ и в эзотерической среде его часто воспринимают как проход «дверь» в иной мир. Если применить это знание для осмысления обряда захоронения, становится понятно, что афанасьевцы помещают тело в точку перехода. Но чтобы такой переход возник, нужна помощь служителя культа. Просто рисунок – не работает. Создание точки переходя для каждой могилы – бессмысленная трата сил. Проще сделать одну, через которую уходить будут все. Однако сама идея создания точки перехода окруженная каменной оградой в Сибири восходит именно к афанасьевской культуре.
В окуневской культуре также существуют символы, в основе которых круг с точкой. Однако окуневцы они не воплощали этот рисунок в форме захоронения. Они рисовали божество с этим символом на крышке погребальной камеры. Так, что бог смотрел на усопшего и у бога была дверь для прохода. Но здесь та же проблема – все плиты были одноразовыми. Шаман не будет бить столько проходов, ему проще проводить душу самому.
Смысл традиции в обеих культурах аналогичен – но механизм реализации – разный. В итоге и те и другие могли прийти к удобному формату све.