Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Кристофер Нолан качественно проложил путь к фильмам, от которых “плавится” мозг. Всем, кто испытывает непреодолимое желание отведать “высокооктановое” блюдо, стоит обратить внимание на “Довод”. Фильм построен на сложной концепции, используемой Ноланом, чтобы глубже погрузить зрителя в своё увлечение “искривлением” времени. “Довод” является деконструкцией того, как мы воспринимаем реальность, и он требует многократного просмотра.
Первое знакомство с фильмом – это безостановочный шквал “мозговых смерчей”, которые не оставляют времени на то, чтобы вникнуть во все нюансы. Концепция инверсии времени, основной элемент фильма, становится полностью понятной лишь за несколько мгновений до финальных титров.
Ниже мы рассмотрим детали, на которые вы могли не обратить внимание при просмотре фильма "Довод". Обо всём по порядку.
Красное против синего
Если вы смотрели фильм “Довод”, то у вас есть базовое понимание инверсии времени. Вы знаете, что существуют турникеты, которые могут обратить энтропию объекта, позволяя ему двигаться в обратном направлении. Когда добро и зло сражаются за реальность, выяснение того, кто инвертирован, а кто нет, может стать утомительной задачей. К счастью для нас, зрителей, создатели фильма снабдили “Довод” теорией цвета, чтобы помочь нам разобраться в происходящем.
В финальной битве солдатам выдают нарукавные повязки синего и красного цвета, чтобы обозначить, инвертированы они или нет. Красный цвет означает, что объект не инвертирован и движется с обычным течением времени. Синий цвет означает обратное. Возможно, вы не заметили, но эти идентификаторы разбросаны по всему фильму. Когда Андрей Сатор (Кеннет Брана) мучает свою жену Кэт (Элизабет Дебики), на ней ярко-красное платье. Когда Протагонист и Нил (Джон Дэвид Вашингтон и Роберт Паттинсон) находят временные турникеты во Фрипорте, двери, через которые они проходят, помечены красными и синими знаками. Когда Сатор допрашивает Протагониста и стреляет в Кэт инвертированным патроном, одна из комнат залита синим цветом, в то время как комната по другую сторону стекла освещена красным.
Покидая аэропорт, герои обходят самих себя
События фильма принимают неожиданный оборот, когда мы узнаём, что инвертированный человек, с которым Протагонист вступил в схватку во Фрипорте, им же и был. После того как Кэт получает смертельное ранение, герои инвертируются, чтобы её спасти. Они возвращаются во Фрипорт и пересекают турникеты, обнаруженные неделей ранее. Теперь мир вокруг героев движется в обратном направлении.
После столкновения с двойником Протагониста герои угоняют машину скорой помощи, благополучно покидая опасную зону. В момент угона автомобиля вы можете наблюдать за тем, как инвертированные версии героев двигаются в обратном от места крушения самолёта направлении, сопровождая Кэт на каталке.
Квадрат Сатора
Фамилия главного злодея является отсылкой к реально существующему Квадрату Сатора, палиндрому с латинскими словами: Sator, Arepo, Tenet, Opera, Rotas. Изображения Квадрата Сатора впервые были найдены в руинах Помпеи. Существует легенда, что палиндром – это оберег от вмешательства Сил Зла. Мол, буквы, повторяющиеся в Квадрате, способны сбить с толку самого Дьявола.
Кристофер Нолан задействовал все слова из Квадрата Сатора в сюжете фильма “Довод”.
Sator – главный антагонист. Arepo – художник, с которым Кэт проворачивает аферу, продавая поддельные произведения искусства. Слово “Довод” (Tenet) то и дело звучит в фильме. Opera – отсылка к осаде киевской оперы. Rotas – название охранной компании, работающей во Фрипорте, где Нил и Протагонист в первый раз сталкиваются с турникетами.
Парадокс дедушки
“Довод” – это не фильм о путешествиях во времени в обычном понимании. Вспомните обсуждение Нилом и Протагонистом “парадокса дедушки”, который гласит, что если человек вернётся в далёкое прошлое и убьёт собственного деда, то перестанет существовать. Предположительно, люди из будущего считают, что если они причинят вред своим родственникам, то это не повлечёт за собой никаких последствий – или, по крайней мере, последствий более серьёзных, чем гибель планеты, которая вот-вот грянет. Если бы людям из будущего удалось запустить алгоритм, время текло бы вспять.
Вернёмся к событиям фильма. Кэт предполагает, что убила Сатора в прошлом. Хотя предшествующий убийству диалог между супругами намекает на то, что Кэт беседует с Сатором из будущего. Возможно, Сатор и Кэт инвертировались и вернулись на яхту одновременно.
Синий парусник
Во время катания на парусном судне Кэт отстёгивает привязные ремни Сатора и отправляет его кувырком в воду. Очевидно, Сатор не умеет плавать. Протагонист спасает олигарха, и этот поступок позволяет ему войти в круг общения Сатора. Впрочем, сцена с парусником имеет и другое значение.
Обратите внимание на цвет парусника. Он синий. Далее мы видим, как парусник разворачивается против течения. Это намёк на то, как работает инверсия времени: судно движется против течения, против обычного течения времени.
Андрей Сатор упомянут в документах, полученных из будущего
В одной из сцен фильма Сатор рассказывает Протагонисту о своём происхождении, корни которого уходят в раскопки плутония в руинах родного города. Вся правда об этой истории показана визуально. Мы видим кадры, как Сатор находит первую капсулу из будущего. Поняв, что кейс наполнен золотыми слитками и инструкциями, он хватает лопату и убивает человека рядом с собой.
Обратите внимание на инструкции, найденные вместе с золотом. На лицевой стороне напечатана надпись “Андрей Сатор”.
Подтягивания – не только самодисциплина
После того как Протагониста информируют об организации “Довод”, он оказывается среди россыпи ветряных мельниц. Ожидая судно, которое доставит его к месту назначения, Протагонист забирается внутрь ветряной мельницы и несколько раз подтягивается. Казалось бы, данная сцена демонстрирует уровень самодисциплины героя. Но это не совсем так.
Позже Протагонист инвертируется и возвращается в тот день, когда в Стальске-12 произошёл взрыв (совпавший по времени с осадой киевской оперы в начале фильма). Судно (жёлтая баржа) движется задним ходом. Участок океана является тем же самым, что и раньше (заполненным ветряными мельницами).
В этот момент Протагонист из прошлого покидает ветряную мельницу на синей лодке. Все остальные лодки на воде – красные. В сцене на жёлтой барже вы можете увидеть синюю лодку, движущуюся назад рядом с парой красных лодок. Как ни крути, а весь фильм – это палиндром.
Красная верёвка
Когда мы видим Нила в последний раз, он уверенно идёт к своей смерти.
Находясь в пещере и пытаясь получить капсулу с алгоритмом, Протагонист замечает обрывок красной верёвки на рюкзаке инвертированного мёртвого солдата, тело которого лежит по другую сторону запертых ворот. Когда Нил уходит, мы видим ту же красную верёвку на его рюкзаке.
Во время осады террористами киевской оперы Протагониста спасает человек при помощи инвертированной пули. Когда спаситель убегает, Протагонист замечает красный шнурок на его рюкзаке. Получается, герой был спасён Нилом ещё до того, как они познакомились.
Сатор не знал, что “суицидальная” капсула – пустышка
Существует версия, что капсула, которую Протагонист принял внутрь в начале фильма, убила его. Якобы после его смерти нам показали предысторию.
Впрочем, диалог чиновника и главного героя опровергает эту версию.
Когда Сатор подумывает над самоубийством, он достаёт ту самую капсулу и говорит: “Я позаимствовал её в ЦРУ”. Далее он описывает её как способ, при помощи которого “мир закончится не со взрывом, а с всхлипом”.
Сатор явно не знает о том, что капсула – пустышка. Даже если бы Кэт его не убила, он всё равно не смог бы запустить алгоритм, покончив с собой.
Иногда музыка в фильме звучит в обратном направлении
Фильмы Кристофера Нолана часто критикуют за громкие саундтреки. Порой они заглушают диалоги – а в таком фильме, как “Довод”, диалоги чрезвычайно важны. Эту ситуацию можно легко исправить с помощью субтитров. Но зачем, когда партитура задаёт настроение?
Композитор Людвиг Йоранссон (“Чёрная пантера”, “Мандалорец”) творчески подошёл к тому, чтобы партитура “Довода” отражала темы фильма. В различные моменты, например, в сцене допроса музыка звучит в обратном направлении.
Во время финальной битвы две разные партитуры звучат вместе, чтобы соответствовать атмосфере боя с участием “красных” и “синих” солдат.
Слово “Tenet” (Довод) означает “Ten” (Десять) с обеих сторон
“Вся эта операция – временные клещи”, - заявляет Нил, уходя, чтобы снова вступить в бой. Это утверждение позволяет лучше понять фильм в целом – подобно тому, как концовка “Довода” происходит в то же время, что и его начало. В конце фильма Протагонист участвует в битве в Стальске-12, где все бойцы сражаются за алгоритм. В традиционном смысле слова “клещи” подразумевают атаку на врага с двух направлений. Соотнесём это понятие со временем: солдаты атакуют с двух сторон с интервалом в десять минут.
Мы с вами знаем, что Кристофер Нолан всё делает намеренно, и десятиминутный интервал – не исключение. Само название фильма намекает на то, что должно произойти.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации. Если статья наберёт 200 лайков, продолжу освещать вселенную "Довода”.
P.S: подписывайтесь на паблик нашей с ребятами музыкальной группы под названием Raincarnation. Будем признательны вам за оценки нашего творчества. До новых встреч!