“Ушпизин” израильского режиссёра Гиди Дара (Gidi Dar) – это мелодраматическая зарисовка с ортодоксальной супружеской парой из Иерусалима – Моше и Мали Баланга – в главных ролях (настоящие супруги и в реальной жизни Шули Рэнд и Мичал Бат-Шева Рэнд), кто, испытывая финансовые трудности, отчаянно мечтает правильно отметить праздник Суккот.
Суккот – это один из основных еврейских праздников, когда каждая семья сооружает сукку (шалаш), где проводит трапезы и принимает гостей (ушпизинов) на протяжении семи дней. У семьи обязательно должны быть к празднику лулав (веточка финиковой пальмы) и этрог (цитрусовый плод, похожий на лимон).
Не стоит пугаться, что, не зная культуры и тонкостей жизни еврейского народа, будет сложно понимать, что же происходит на экране и звучит много специфических слов (ешива, этрог, лулав, сукка, штреймель). На самом деле, то самое пресловутое подключение зрителя к истории происходит сразу. Даже несмотря на то, что нет закадрового перевода, а только субтитры. Это идёт на пользу для восприятия.
Всё дело в том, как Гиди Дар ведёт повествование и как показывает действующих лиц. Он постепенно вводит зрителя в ситуацию, а своих героев и окружающих их персонажей он показывает с нескрываемой симпатией. При этом он придал истории юмористический окрас, все ситуации преувеличены, но за комичностью скрываются настоящие чувства, вера и желание быть вместе. В полный абсурд ситуации не погружаются, они именно что забавно поставлены и осмысленны.
Фильм начинается с того, как Моше ходит по своему району в общине Бреслов и пытается придумать, как им с женой выкрутиться из безденежной ситуации. Он заходит в лавку, где продают этроги, они есть по разным ценам, есть самый дорогой “Алмаз”; этроги рассматривают как драгоценные камни*. В ешиве ему не дали денег, этрог купить не на что, друг Бен-Барух тоже ничем помочь не может, но проблемой проникается. Жена Моше Мали печалится ещё больше – у них нет детей за пять лет брака, и как будто ситуация совсем безнадёжна. За скудным обедом накануне праздника Мали заставляет мужа помолиться посильнее, чтобы Бог услышал и послал им такое необходимое чудо. Моше прислушивается к её просьбе, не дожидаясь утра, чтобы воздать молитву в синагоге, он молится сегодня, Мали – тоже. “Чудо” неожиданно происходит – доброжелатель, “любящий народ Иерусалима”, подбрасывает им под дверь конверт с 1000 долларов.
***
*Этроги рассматривают не просто так. Их изучают на предмет пригодности. Он не должен быть скрещен с лимоном, у него должна быть отличная родословная – продавец обязан сообщить, в каком саду плод вырос. Шкурка этрога всегда рельефная, со множеством впадин и выпуклостей, жёлтого цвета и без коричневых пятен. Поэтому пристальное изучение плода в кадре, как это воспроизведено, логично: его изучают на наличие дефектов, и делают это по правилам – на расстоянии вытянутой руки. Правильная форма – овал, в два раза больше яйца (нижняя часть чуть расширена, верхняя – вытянутая).
***
Далее события начинают развиваться с невероятной скоростью и становятся окрашены в очень эмоциональные краски. Супруги бойко готовятся к празднику по всем правилам. И к ним даже приходят гости.
Очень интересно сопоставление характеров, участвующих в этой истории. Гиди Дар не делает их однозначно хорошими и однозначно плохими. Показывая очень консервативную еврейскую общину, он не клонится исключительно в одну плоскость. Он делает своих героев с прошлым, они у него гибкие, неоднозначные и способны меняться.
Поначалу Моше предстаёт праведником, смиренным евреем, верным прихожанином ешивы. Он любит свою жену, он не раздражается на неё из-за её постоянных подколок из-за отсутствия денег и плохих молитв. Раббе Нахман говорит Моше, что радовать свою жену – это первая обязанность мужа, поэтому Моше должен сильно стараться для поддержания её радостного настроения.
Мали – очень симпатичная еврейская жена, охраняющая семейный очаг, любит наряжаться, делает головные уборы и мечтает родить сына. Пожалуй, она одна в этой истории не хранит сенсации в прошлом. Но в итоге является источником настоящего чуда, которое с главными героями всё же происходит. По моему мнению, в финале к Моше и Мали приходит главный гость в их жизни. В этом и был тайный замысел режиссёра, к которому он вёл своих героев через разного рода приключения.
Беглые заключённые Элиягу и Йосеф, которые стали гостями Мали и Моше в Суккот, привнесли оживление в размеренный быт семьи Баланга. Образ этой пары преступников, далёких от Торы и Заповедей, оттеняет образ Моше. Благодаря им, можно порассуждать о том, по каким критериям человек определяется хорошим или плохим. Внешне добропорядочный Моше вовсе не такой идеальный, каким показался в первый раз. У него взрывной характер, который играет с ним плохую шутку, да и прошлое у него далеко не пример для подражания. Сами Элиягу и Йосеф зеркально отражают Моше – они с первого взгляда кажутся отъявленными хулиганами, в чём-то грубиянами и неблагодарными. Но в какой-то момент они доказывают, что чудеса случаются, и ведут себя совершенно неожиданным образом.
Основа этого фильма – это вера. Вера в принципе – во что-то хорошее, в человека, в чудо, разумеется. А самое главное, всё в этом мире временно, как цитирует книжный текст Моше во время праздничной трапезы. Он говорит, что евреи совсем не случайно проводят трапезу во время Суккота в импровизированном шалаше (сукке). Это временное строение, это отсылает к тому, что и еда на столе, и гости, и прочие блага приходят и уходят, потому всё это нужно ценить, как быстро проходящее.
Очень понравилась эта история. Крайне редкий случай, когда удаётся напасть на “маленькое” некоммерческое кино и узнать историю другого народа.