Найти тему
Соккар

Пахтание океана и белый "конь" Уччайхшравас

 Миф о пахтании океана является одним из самых сложных и запутанных во всей мировой мифологии. Он привёл к конфликту дэвов и асуров и жертвоприношению змей. Но в чём смысл его? Во время пахтания океана дэвами и асурами из него появилось 14 сокровищ: Лакшми (богиня изобилия), Каустубха (волшебный драгоценный камень), Париджата (райское дерево), Варуни (нектар бессмертия), Дханвантари (бог-лекарь), Чандра (луна), Камадхену (чудесная корова, исполнительница желаний), Калпаврикша (дерево желаний), Айравата (белый слон с четырьмя бивнями и семью хоботами), Апсары (водные нимфы), Уччайхшравас (летающий белый конь с семью головами и чёрным хвостом), Шарнга (лук со стрелами), Шанкха (морская раковина) и Амрита (напиток бессмертия). Вот об Уччайхшравасе и пойдёт здесь речь, ведь именно он стал предметом спора двух сестёр Кадру и Винаты, который привёл к жертвоприношению змей.

Адипарва, гл. 15, шл. 1 -5:

  "Сута сказал:

  В это самое время обе сестры те, о богатый подвигами, увидели подошедшего близко Уччайхшраваса, того несравненного коня-сокровища, появившегося (из океана) при пахтании амриты, коня, которого почитали с радостным видом все сонмы богов. Это был превосходнейший из коней, лучший среди быстрых, обладающий силою могучего потока, красивый и нестареющий, божественный, наделенный всеми счастливыми признаками".

  Об этом коне почти ничего не известно. Что же это за конь? Считается, что вначале этот конь достался вождю асуров Бали, потом им овладел Индра, но в "Рамаяне" его хозяином уже становится Сурья. Словосочетание "белый конь" на санскрите звучит turaga pandura. turaga означает: конь (букв. "быстро идущий"), число "7" (по числу коней Солнца), ум, мысль. pandura означает: a. бледно-жёлтый, бледный, беловатый; m. желтуха, пандура (название нескольких растений). Таким образом "белый конь" может оказаться вовсе не конём. Не будем забывать, что он вышел из океана, где как известно никаких лошадей не бывает. Но что же означает имя Уччайхшравас? Словарь С. В. Ефимовского даёт следующее значение: "Длинноухий" или "Громко ржущий" (имя абсолютно белого коня, вышедшего из Молочного Океана после его пахтания богами и асурами; он достался Индре, Царю богов; Уччайхшравас считается Царём коней).

  А не является ли этот летающий "конь" обычным кораблём? На подобную мысль наталкивает его появление из океана и "длинные уши". Если учесть, что древние мореплаватели использовали прямой парус при попутных ветрах и вёсла, когда им приходилось преодолевать встречный ветер или течение реки, то под длинными ушами как раз можно видеть вёсла. "Крыльями корабля" (πτερὰ νηυσὶ) в "Одиссее" названы вёсла, а ахейский Пегас в таком случае является "родственником" индийского Уччайхшраваса.

Тиресий говорит Одиссею:

"После того как в дому у себя женихов перебьешь ты

Гибельной медью, - открыто иль хитростью, - снова отправься {120}

Странствовать, выбрав весло по руке, и странствуй, доколе

В край не прибудешь к мужам, которые моря не знают,

Пищи своей никогда не солят, никогда не видали

Пурпурнощеких судов, не видали и сделанных прочно

Весел, которые в море судам нашим крыльями служат. {125}

Признак тебе сообщу я надежнейший, он не обманет:

Если путник другой, с тобой повстречавшийся, скажет,

Что на блестящем плече ты лопату для веянья держишь, -

Тут же в землю воткни весло свое прочной работы".

Одиссея, песнь 11, (119 - 129).

  Хорошо известно, что финикийцы во время царя Соломона осуществляли торговые операции в Индийском океане между устьем Тигра и Евфрата и Красным морем. Если двумя-тремя столетиями раньше они также торговали в этом районе, то, когда арии достигли Евфрата и Тигра, финикийские купцы могли предложить ариям поход к Индостану. В этом случае захват богатейшего района в устье Инда мог стать совместной операцией финикийских купцов и ариев. Тут следует вспомнить, что на носу финикийских кораблей находилось изображение морских коньков. А вот белый цвет Уччайхшраваса обязан цвету парусов финикийских купцов.