Найти тему
Роккульт

Свинья, комик и расстрелянное пианино: 10 фактов о дебютном альбоме Tool

Оглавление

Дебютный альбом Tool на момент выхода не был похож ни на что другое. Мрачный, таинственный, злой, сложный, тщательно проработанный и наполненный странными аморфными структурами песен. Undertow 1993 года поставил в тупик как музыкальных критиков (многие из которых пытались приравнять группу к популярному в то время движению гранж), так и поклонников ранних Tool, которых привлекло более агрессивное метал-звучание в первом релизе коллектива Opiate EP 1992 года.

Фото: Gie Knaeps
Фото: Gie Knaeps

И всё же альбом и странные клипы явно задели публику за живое. Несмотря на сложный материал и настойчивое стремление группы позволить своей музыке говорить за себя, Undertow поднялся до первого места в чарте Top Heatseekers Billboard, достигнул 50-й строчки в Billboard 200 и в конечном итоге был продан тиражом в более 2 миллионов копий только в США.

Успех альбома прочно закрепил за Tool статус мощной творческой силы и помог проложить путь новой волне прогрессивного металла, хотя сами участники группы решительно отказывались относить себя к какому-либо жанру.

Мы не метал-группа, гранж-группа, рок-группа или кантри-группа. Мы - Tool (инструмент).

В этом году Undertow исполняется 30 лет. В связи с юбилеем альбома, приведём для вас 10 фактов о нём.

Многие песни из Undertow уже были написаны к тому времени, когда Tool выпускали EP Opiate

Мейнард Джеймс Кинан и Адам Джонс начали писать вместе песни в 1987 году и, таким образом, накопили значительное количество материала к тому времени, когда Tool подписали контракт с Zoo Entertainment в 1992-м. Две композиции из Undertow – Sober и Crawl Away – появились в ранних версиях на демо-кассете 1991 года ограниченным тиражом под названием 72826. По словам группы, были и другие будущие треки для Undertow, которые были исключены из Opiate по просьбе звукозаписывающей компании.

Джонс рассказал Revolver в 2013 году:

В то время, когда мы делали Opiate, у нас было написано, вероятно, около половины песен из Undertow. Кто-то на лейбле сказал: «Ребята, вы должны выпустить свой самый тяжёлый материал! Вот как вас заметят!» Нам потребовалось много времени, чтобы понять, как работает политика в звукозаписывающей компании. Это денежная сторона вопроса, так что есть и другая точка зрения. Но очевидно, что одно помогает другому. Итак, мы сказали «о'кей». Мы выбрали самые тяжёлые песни и сделали что-то вроде тизерной записи.

Интенсивная энергетика альбома отчасти была реакцией на опыт Мейнарда в кинобизнесе и на соприкосновение группы с голливудской хэйр-метал сценой

Хотя Кинан редко вдавался в подробности смысла своих текстов, в 2015 году он признался Loudwire, что альбом позволил ему выплеснуть разочарование, которое он испытывал, пытаясь зарабатывать на жизнь создавая декорации в Голливуде в первые дни существования группы. Он вспоминал:

Я надрывал свою задницу, работая на съёмочных площадках в Голливуде, пытаясь выжить. Арендная плата была высокой, и было много странного лицемерия, которое случалось как в кино-, так и в музыкальной индустрии. Там было целое шоу с собаками и пони, которое мне казалось очень несуразным. Многие из этих оригинальных произведений были вдохновлены такого рода энергией. Музыка была эмоционально заряженной и очень реакционной.

Музыка Tool, по его воспоминаниям, также была реакцией против поверхностной и декадентской хэйр-метал-сцены Лос-Анджелеса, которая доминировала в местных клубах в начале 90-х.

Мы пытались пройти мимо всех этих групп и идиотов с пышными волосами, которые занимали всё пространство клубов. В то время в Лос-Анджелесе существовало крутое музыкальное андеграундное движение, с которым мы объединились, чтобы бороться и создать новую сцену, по нашему мнению, более стоящую.

Мейнард расстрелял пианино для песни Disgustipated

Во время записи Disgustipated, жуткой заключительной части альбома, продюсер Сильвия Масси добавила для большей атмосферы запись того, как Кинан четыре раза выстрелил из дробовика в старое пианино. Гитарист Rollins Band Крис Хаскетт также разбил музыкальный инструмент кувалдой, заработав при этом место в титрах альбома.

На Undertow были и другие странные звуковые эксперименты – в том числе на Intolerance, вступительном треке альбома, где Джонс использовал вибрирующую бритву Epilady для удаления волос, чтобы добиться поистине диких гитарных звуков. Он рассказал Guitar Player в сентябре 1993 года:

На Intolerance я использовал бритву Epilady и вибратор. Epilady даже лучше, чем электронный смычок – он издает великолепные звуки, когда вы прижимаете его к звукоснимателям.

Адам Джонс хранил свой гитарный усилитель в холодильнике во время работы над альбомом

Джонс рассказал Guitar School, что игра на винтажном басовом усилке Marshall 1976 года была одним из главных ключей к его отличительному гитарному звучанию. И поскольку он так и не смог найти другой такой же, он сделал всё, что мог, чтобы сохранить его жизнь, в том числе хранил его в своем холодильнике в те дни, когда он не записывал свои гитарные треки.

Это удерживает комплектующие в состоянии анабиоза. Я слышал об этом трюке от кого-то, кто раньше делал усилители Fender; они хранили компоненты в морозильной камере, пока они были не нужны. Вы просто не можете найти комплектующие для многих винтажных усилителей. Если вам придётся заменить что-то одно, это изменит весь ваш звук. Так что тебе нужно сохранять усилок свежим.

Мейнард однажды рассказал, что Генри Роллинс прочитал текст в Bottom, чтобы погасить огромный покерный долг

Один из выдающихся треков альбома, динамичный семиминутный эпос Bottom, включает в себя эпизодическую роль Генри Роллинса, который изменил для этого отрывка оригинальные слова Кинана, добавив некоторые собственные мысли.

На самом деле эту часть с речью сделал я. Я исполняю её в живых исполнениях песни, я всегда это делал. Когда мы вошли в студию, Роллинз спустился вниз и прочитал эту часть, но он также написал свою собственную, чтобы как бы перефразировать то, что я сказал. Для него его часть звучит лучше, судя по тому, как он говорит. Это все просто звучало намного лучше с его речью. Поэтому мы поместили её туда.

Хотя группа и установила личную и творческую связь с Роллинзом во время разогрева у Rollins Band во время тура 1992 года, Кинан, который, как известно, иногда приукрашивает истории, чтобы сделать их более интересными, сказал в интервью, что присутствие Роллинза было продиктовано не чувством художественного родства, а скорее как расплата за его покерный долг.

Какое-то время у него был карточный долг перед нами. Он в некотором роде плохой игрок в покер. Он потерял много денег... около 3000 долларов. Оказывается, он профукал деньги за продажу футболок. Он взял взаймы у мерчендайзера, чтобы сыграть с нами в покер. Он действительно плохо блефует. Так что мы прижали его, и именно так заставили сыграть на альбоме.

Видеоклипы на Sober и Prison Sex были реакцией против «личностно ориентированных» видео, популярных в то время на MTV

В отличие от большинства популярных групп начала 90-х, Tool были более чем счастливы работать в состоянии полуанонимности. Это было особенно ясно в клипах на песни Sober и Prison Sex. Режиссером выступил Фред Штур, который также снял видео в стиле пластилиновой анимации на песню Three Little Pigs шутливой рок–группы Green Jelly.

Оба клипа Tool в стиле стоп-моушен были наполнены тревожными, разрозненными образами, при этом самих участников группы нигде не было видно. В то время как Sober стал неотъемлемой частью MTV, отчасти благодаря тому, что его поддержали Бивис и Баттхед, он не был похож ни на что другое на канале. Это было сделано намеренно, поскольку коллектив стремился разрушить типичную динамику между артистом и аудиторией, видео и зрителем.

Кинан объяснил это Raygun в апреле 1994 года:

В видео люди сосредотачиваются на том, как выглядят люди, поэтому они такие: «Хорошо, давайте разовьём личность этого человека». Какое, чёрт возьми, отношение моя личность имеет к тому, о чем говорится в этой песне? Я не хочу этого делать. Я не хочу, чтобы люди цеплялись за мои движения, или за то, как я звучу, или за то, как Дэнни бьёт по своим барабанам. Это отвлекает от рассматриваемой темы.
Когда я смотрю на Мону Лизу, я не имею ни малейшего представления о том, как выглядит художник и кто он. Я понятия не имею, что задумал этот парень, какова его личность. Мне не важна эта часть. Она улыбается? Она хмурится? Что она делает? Картина состоит из этих частей, и точно так же вы должны смотреть на видео, такое как Sober или Prison Sex. Вы должны смотреть на это с точки зрения музыки и среды, которая вам представлена. Не беспокойся о рок-парнях, которые занимаются этим дерьмом. На самом деле это не так уж важно.

Prison Sex на самом деле совсем не о сексе в тюрьме

Несмотря на свое грубое название, Prison Sex на самом деле рассказывает о цикле сексуального насилия. Кинан прокомментировал:

Людей действительно заботит название песни. Они сразу же думают о тюрьме Сан-Квентин... в которой кто-то надругался над сокамерником. Дело совсем не в этом... и никто не говорит о том, что содомия или сексуальное насилие – это нормально. Это не так. Это просто история о ком-то, с кем это произошло, потому что он облажался или потому что он не знает как с этим справиться.
Часто, когда ребенок подвергается сексуальному насилию, он выбрасывает это из головы. Потом он вырастает и не понимает этого беспокойства, которое есть в нём. Он прибегает к разным способам, чтобы попытаться избавиться от него. Он становится алкоголиком, или созависимым, или кем-то ещё.
Итак, в нашем видео речь идет о ком-то, с кем это случилось. И так как это случилось с ним, он сексуально домогается другого человека. В песне говорится о том, что I've come round full circle (Я прошел целый круг и вернулся к началу). Вот что это значит. Это случилось, я вырос, и теперь я делаю это с кем-то другим. Вот почему это написано с точки зрения антагониста.

Басист Пол Д'Амур хотел в Undertow играть на гитаре

Пол Д'Амур, будучи басистом Tool, выразил желание вернуться к гитаре, своему главному инструменту – желание, которое в конечном итоге привело к его уходу из группы.

Кэри рассказал в интервью Loudwire в 2015 году:

Пол действительно с самого начала хотел стать гитаристом. Ещё до того, как мы начали работать над Undertow, он хотел пригласить в группу другого басиста, чтобы самому играть на гитаре. И мы все просто подумали: «Мы ни за что не допустим, чтобы в этой группе появился ещё один засранец, с которым нам придётся иметь дело». Он не был доволен тем, как обстояли дела. И со временем это становилось всё более и более очевидным».

Д'Амура заменил Джастин Ченселлор во время работы над альбомом Ænima 1996 года.

Примечания к Undertow едва не привели к сотрудничеству между Tool и комиком Биллом Хиксом

Среди людей, которых поблагодарили в примечаниях к Undertow, был комик Билл Хикс, чьи стендап-выступления были одними из любимых записей Кинана во время гастролей.

Мы послали ему копии альбома. Он написал ответ и поблагодарил нас за музыку. Я позвонил ему и указал, что мы упоминали его в примечаниях к альбому. Он этого не заметил. Он просто благодарил нас за диск.

Это привело к дружбе между Хиксом и Tool и к обсуждению возможного сотрудничества. Они попробовали свои силы в августе 1993 года – Хикс представил группу на их выступлении в Lollapalooza прежде чем сухо попросить толпу перед сценой поискать в пыли мошпита его пропавшую контактную линзу. К сожалению, сотрудничество не увенчалось успехом из-за смерти Хикса от рака поджелудочной железы в феврале 1994 года.

Домашняя свинья Адама Джонса Мо появилась на обложке альбома

-2

Талантливый художник-визуалист Джонс был ответственен за большинство изображений Undertow, включая скульптуру красной грудной клетки на обложке, изображения обнаженных женщины и мужчины (из-за чего некоторые магазины отказались продавать альбом) и рентгеновское изображение человека с фаллоимитатором. Джонс объяснил:

Мне нравится фотография, которая, с одной стороны, вызывает у вас дискомфорт, а с другой – прекрасна. Что-то вроде мерзкое, но ты всё равно на это смотришь. То, что ты никогда не хотел бы увидеть, но это в некотором роде всё равно красиво.

Пожалуй, самым причудливым изображением обложки Undertow была фотография свиньи на задней обложке, стоящей среди небольшой армии вертикальных вилок, с выбритой на боку надписью «undertow». Бритый поросёнок на самом деле был домашним питомцем Джонса по имени Мо.

Свинья Мо на самом деле не была побрита для фотографии – буквы были добавлены постфактум. Кроме того, согласно The Post, это было самое близкое знакомство Мо с чьей-либо вилкой. Судя по всему животное дожило до глубокой старости на пустынном ранчо басиста Kyuss и Obsessed Скотта Ридера.

Подготовила статью: Лапенкова Ольга

А вам нравится творчество Tool?

Читать также: