Сегодня отмечается Всемирный день больного. Мы, как настоящие врачи, поддерживаем этот праздник и желаем всем-всем-всем здоровья и благополучия. Единственное уточнение - для нас, эмпатийцев, нет «психбольных», а есть люди с ментальными расстройствами. Это стандарт уважительного и нестигматизирующего общения психиатров с пациентами, который мы соблюдаем и всячески популяризируем.
А как же сами пациенты относятся к своим недугам? За годы практики мы помогли огромному количеству людей, видели тысячи не похожих друг на друга ситуаций и заметили некоторые закономерности. Делимся любопытными наблюдениями ↓
Узнав о наличии ментального недуга, люди по-разному «переваривают» эту информацию. Им необходимо по-новому выстраивать отношения с собой и своим здоровьем. На этом, начальном этапе очень многие пациенты совершают одну распространенную ошибку - не принимают факт своего расстройства.
Отрицая проблему, человек лишает себя своевременной психиатрической помощи, а пытаясь отделаться «малой кровью», часто попадает в цепкие лапы различных коучей и других мнимых «целителей». Единственное, что успешно получается у таких «специалистов», - это регулярно облегчать ваш кошелек, а не ваше состояние. Тогда как путь к настоящему благополучию начинается с осознания проблемы и готовности ее решать: «Да, у меня что-то не так с ментальным здоровьем, и чтобы чувствовать себя лучше, мне необходимо посетить психиатра».
Пациент, принявший свое ментальное расстройство, может впасть в другую крайность и начать полностью отождествлять свою личность со своим недугом. Зацикленность на патологии незаметно изменяет восприятие мира, человек начинает смотреть на все через призму своего расстройства: «Да кто меня такого полюбит, да кто возьмет меня такого на работу!» В результате он создает себе множество ограничений, ухудшая качество своей жизни.
Таким пациентам мы объясняем, что никакая болезнь не захватывает личность без остатка, не является ее главной характеристикой. Если кто-то подхватил ОРВИ, мы не называем его «ОРВИшником», не идентифицируем человека с его заболеванием, ведь болеет не весь человек, а лишь его часть. И если никто никогда не использует слово «ОРВИшник», тогда почему бы не отказаться и от слов «шизофреник», «БАРщик» и им подобных?
Мы хотели бы, чтобы наши пациенты говорили о себе так: «Я Маша/Саша/мать/студент/просто хороший человек и сейчас у меня депрессия/БАР/РПП/другое ментальное расстройство». И чтобы обязательно добавляли в конце: «Я знаю о своей проблеме и лечусь, потому что хочу жить полноценной жизнью!»