Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.40): ИИСУС УЧИТ ВО ВРЕМЯ ПРАЗДНИКА

“Но в половине уже праздника вошёл Иисус в храм и учил. И дивились иудеи, говоря: «Как Он знает Писания, не учившись?» Иисус, отвечая им, сказал: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшего Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём. Не дал ли вам Моисей закон? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» Народ сказал в ответ: «Не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя?» Иисус, продолжая речь, сказал им: «Одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисея, на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным»” (Ин. 7:14–24).

Стихи 14, 15. Начиная с 7:14, остальная часть этой главы строится по обычной схеме. Исследователи выделяют два цикла, каждый из которых состоит из трёх частей: Иисус учит в храме (7:14–24, 37–39); рассуждения об Иисусе (7:25–31, 40–44); попытки схватить Иисуса и чем они закончились (7:32–36, 45–52).

«В половине уже праздника вошёл Иисус в храм и учил». Слово, переведённое как «половина», может означать как непосредственно середину празднования (четвёртый день), так и любой день между первым, когда братья побуждали Его прийти, и последним днём Его пребывания на празднике (7:37), что более вероятно. Иоанн не объясняет, почему Иисус выбрал именно это время. Если бы Он пришёл так, как советовали Ему братья (явно), возможно, народ принял бы Его восторженно, подобно тому, как это произошло во время Его триумфального въезда в Иерусалим шестью месяцами позднее. Вместо этого Он пришёл тихо, хотя и не пытался скрываться. Учение в храме было очень публичным событием. Поскольку Иисус следовал небесному расписанию и всегда поступал так, как велел Отец, Он заботился не столько о Своей безопасности, сколько о послушании Отцу.

Как и в случае с очищением храма (2:13–22), некоторые усматривают во внезапном появлении Иисуса в храме исполнение пророчества: «И внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал. 3:1). До этого Иисус говорил в ответ на предъявленные Ему возражения и обвинения. Теперь же впервые говорится о том, что Иисус стал «учить» публично (см. 7:28; 8:20; 18:20), хотя о содержании Его учения не сообщается.

В начале Своего служения Иисус пришёл в Иерусалим и открыто заявил о Себе во время очищения храма (2:13–22). Во время следующего посещения Он исцелил хромого в субботу, чем настроил против Себя иудеев (5:1–18). В этот раз, вместо совершения подобных резонансных дел, Он учил во внешнем дворе храма, как это делали раввины.

Хотя ранее Иисус совершил несколько удивительных дел, свидетелями которых стало много людей, по сути, никто не слышал, как Он объяснял Писания. Поэтому иудеи [в этом отрывке не религиозные начальники, но обычные люди] дивились. Они были поражены, насколько глубоко Он знал Писания, хотя не учился ни в одной из раввинских школ. Их изумление не означало, что они восхищались Им, потому что в глазах иудеев Христос был не более, чем способный самоучка. На самом деле их реакция свидетельствовала о презрении. Как отмечают Бофор Бриант и Марк Краузе, «Они в саркастической форме оспаривали право Иисуса учить, поскольку они знали, что Он не был высоко образованным». Они говорили: «Как Он знает Писания, не учившись?» Оригинальный текст фактически звучит: «Как этот Человек может понимать написанное [граммата], никогда не учившись?» Они удивлялись не тому, что Он мог читать и писать, поскольку это были типичные навыки среди евреев, особенно мужчин. Скорее, они были удивлены, что кто-то может так глубоко знать Писания и иудейские предания, не учившись в раввинской школе или не будучи учеником выдающегося раввина. Подобное изумление спустя год испытают религиозные начальники, услышав смелые речи Петра и Иоанна, и видя, что «они люди некнижные [аграмматой] и простые», как это было и в случае с Иисусом (Деян. 4:13). О похожей реакции на Нагорную проповедь Иисуса и Его учение в синагоге в Капернауме сообщают и Синоптические Евангелия (Мф. 7:28, 29; Мк. 1:22). В этих рассказах изумление народа было вызвано исключительностью учения Иисуса; Он учил с властью, а не как книжники. В книге Иоанна изумление было реакцией на отсутствие у Иисуса необходимого официального образования.

Стих 16. Иисус сказал иудеям: «Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня». Лишь в этом месте Иисус назвал Своё послание «учением» (дидахэ), что, по мнению Дж. Бернарда, является важным, так как Он произнёс это, обращаясь к профессиональным «учителям» (дидаскалой). Иисус объяснил, что Его учение было божественного происхождения. С. Барретт отмечает: «Если другие брали своё учение из комнаты с раввинскими книгами, то Он взял Своё от Отца». То, каким образом Иисус ответил иудеям, показывает, что Он был Великим Учителем, а также Непревзойдённым Ответчиком. Иисус не стал говорить, что научился всему Сам или что Он не нуждался в учителях. Не стал Он и обращаться к раввинским преданиям; но в этой дискуссии с профессиональными учителями Его замечания были созвучны с мудростью того времени. Если бы Иисус заявил этим раввинам, что Его учение было Его собственным, то есть несанкционированным, на Него смотрели бы как на еретика. Его оппоненты презирали бы Его. Вместо этого Он, как делал это и раньше (см. 5:30), заявил, что Его учение было не от Него, но от Того, кто послал Его, небесного Отца. Отец — больше любого из земных учителей. Если раввины в поддержку своего авторитета ссылались на традиции, а пророки восклицали: «Так говорит Господь», то Иисус был настолько един с Отцом, что мог с полным правом сказать: «Истинно, истинно говорю вам» (см. 5:19–30).

Стихи 17, 18. Иисус назвал два условия для того, чтобы различить, было ли Его учение от Бога или от Него Самого:

(1) Божье учение требует правильного отношения и правильной мотивации. Познание Божьей воли достигается не в богословских спорах, в которых Бог и Его воля являются темами для исследования. Наоборот, лишь тот, у кого есть искреннее желание узнать Божью волю и покориться ей, может увидеть истинность учения Иисуса. Иисус сказал: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает об этом учении». Этот стих связывает воедино послушание и познание. Иисус призвал всех людей ответственно отнестись к вере. Тот, кто имеет такую веру и полагается на слова Бога, неизбежно придёт к правильному пониманию учения Иисуса. Такой человек не станет жаловаться на некоторые требования или подвергать сомнению их истинность, но смиренно покорится им.

(2) Для того, чтобы оценить учение Иисуса, также необходима правильная мотивация (см. 5:41–44). Тот, кто учит сам от себя, ищет славы себе, что является неправильной мотивацией. В отличие от такого человека Иисус искал славы Пославшего Его. Это было доказательством истинности Его слов и Его правильных мотивов. В отличие от этих иудеев Иисус мог с полным правом сказать, что не было неправды в Нём. Он показал чёткое различие между эгоцентричным человеком, который пытается возвыситься, и тем, кто стремится исполнить волю Бога и прославить Его (см. 4:34). Вся миссия Иисуса заключалась в том, чтобы говорить то, что было дано Ему говорить, и делать то, что было дано Ему делать, чтобы убедить людей поверить в Него и воздать славу Богу, пославшему Его.

Стих 19. Ранее религиозные начальники обвинили Иисуса не только в нарушении закона о субботе, но и в богохульстве, так как Он приравнивал Себя к Богу. В тот раз Иисус обратился к Моисею как Своему свидетелю защиты. Моисей писал о Нём как о Пророке, которого воздвигнет Бог, но они не поверили словам Моисея (5:45–47). В 7:19 Иисус снова призывает Моисея в свидетели против Своих обвинителей. И Иисус, и Его противники признавали, что Бог открыл Свою волю в Законе. Вопрос «Не дал ли вам Моисей закон?» сформулирован таким образом, чтобы ответ на него был утвердительным, то есть «Конечно же, Моисей дал нам закон». Закон был предметом особой гордости для иудеев (см. Рим. 2:17; 9:4). Позднее фарисеи скажут, что они были «Моисеевыми учениками» (9:28), однако здесь Иисус проводит различие между тем, чтобы иметь закон и тем, чтобы соблюдать его. Он сказал: «И никто из вас не поступает по закону». Это же обвинение в адрес религиозных начальников произнесёт и Стефан (Деян. 7:53). Павел учил той же истине, что и Иисус, когда сказал, что обретение закона не является гарантией обретения Божьей снисходительности к греху (Рим. 2:17–24).

В качестве аргумента Своих слов о том, что они не соблюдали закон, Иисус привёл их стремление убить Его! Со времени исцеления хромого, о котором сообщается в 5:1–16, иудеи искали убить Иисуса (5:18; 7:1). Позднее к ним присоединились жители Иерусалима. Спустя шесть месяцев, во время празднования Пасхи, они вместе с другими иудеями будут подстрекать народ требовать для Него смертной казни. Несмотря на их почитание закона и то, что они назвали себя учениками Моисея, они сами были виновны в нарушении закона. Им следовало бы знать шестую заповедь «Не убий» (Исх. 20:13); но их ненависть к Иисусу и их стремление убить Его были прямым нарушением этой заповеди. Б. Уесткотт отмечает, что «Их незнание закона достигло такой степени, что они были готовы убить Того, кто пришёл исполнить этот закон».

Стих 20. “Народ сказал в ответ: «Не бес ли в Тебе?»” Среди присутствующих были религиозные начальники («иудеи», 7:1, 11), паломники из разных мест («народ», 7:20, 31) и граждане Иерусалима (7:25). Среди этого «народа» были пришедшие, которые ничего не знали о заговоре с целью убить Иисуса. Они либо вообще ничего не знали о Его предыдущем посещении города, либо не слышали о заговоре религиозных начальников. Они только видели, что Иисус открыто учил, и, насколько они могли судить, никто не пытался навредить Ему. Поэтому они решили, что Иисус произнёс это под воздействием «беса», овладевшего Ним. В том же самом обвиняли и Иоанна Крестителя (Мф. 11:18), и позднее подобное обвинение выдвигали против Иисуса и религиозные начальники (8:48–52; 10:20, 21; см. Мк. 3:22). По мнению «народа», Он был душевнобольным, возможно, у Него была паранойя, вынуждавшая Его думать, что кто-то хотел Его убить. «Кто ищет убить Тебя?» — спрашивали они. С их точки зрения, только душевнобольной человек может подозревать других в подобных намерениях.

Стих 21. В ответ Иисус сказал им об одном деле, которое Он ранее совершил, вероятно, подразумевая исцеление хромого, страдавшего в течение тридцати восьми лет (5:1–9). Упоминание Иисусом «одного дела» не означает, что Он совершил лишь одно чудо, поскольку были и другие (см. 2:23; 4:45). Иисус выделил это чудо из-за связанных с ним исключительных обстоятельств: оно было совершено в субботу (5:9). Тогда это чудо заставило людей дивиться. Их изумление было вызвано не столько невероятным исцелением, сколько тем, что Иисус велел исцелённому человеку нести свою постель в субботу, тем самым нарушив общепринятые запреты.

Стихи 22, 23. В начале ст. 22 в греческом тесте стоят слова диа тоуто, означающие «по этой причине» или «поэтому». В русскоязычных версиях они отсутствуют, поскольку в силу их неопределённости не ясно, следует ли отнести их к ст. 21 или к ст. 22. Те комментаторы, которые считают, что эта фраза относится к ст. 21, понимают слова Иисуса как следующее: «Я сделал одно дело, и вы дивились по этой причине». Такое прочтение возможно, однако оно не согласуется с тем, как Иоанн обычно использовал эту фразу. В настоящем евангелии она никогда не встречается в конце предложений. Наиболее вероятным представляется прочтение, предложенное Леоном Моррисом: «…Иисус говорит, что причина, по которой Моисей велел обрезывать в субботу, заключалась в том, чтобы создать прецедент для таких дел в субботу, какие делал Он». Сказанное Иисусом во второй части ст. 22 и ст. 23 поддерживают это толкование.

Иисус уже упоминал Моисея, как того, кто дал евреям закон (7:19), теперь Он говорил о нём в связи с законом об обрезании. Перфектное время глагола «дал» (дедокен) и вставная фраза Иоанна («хотя оно не от Моисея, но от отцов») подчёркивают мысль, что закон об обрезании существовал задолго до Моисея. Этот ритуал был учреждён во времена Авраама (Быт. 17:10–14), но затем включён в закон Моисея. Евреи руководствовались этим законом в своей практике. Согласно этому закону, обряд обрезания следовало совершать над младенцами мужского пола на восьмой день после рождения (Лев. 12:3). Время от времени восьмой день приходился на субботу, ставя перед выбором: следовать ли заповеди обрезать на восьмой день или следовать заповеди не трудиться в субботу? Иисус ответил на эту проблему, когда сказал, что «в субботу принимает человек обрезание». По мнению иудеев, заповедь совершать обрезание была настолько важной, что её следовало исполнять даже, если восьмой день приходился на субботу. В их практике эта заповедь верховенствовала над общим законом, который запрещал работать в субботу. Раввин Иосия сказал: «Велико значение обрезания, которое превосходит даже суровость субботы» (Мишна, Недарим 3.11; см. Шаббат, 18.3; 19.2). Хотя иудеи тщательно избегали в субботу любой деятельности, которая могла бы напоминать работу, они, не колеблясь, проводили в этот день обряд обрезания.

В этот момент Иисус расширил сферу действия Своего аргумента от меньшего к большему, говоря, что если в субботу можно совершать обрезание, отделяя одну часть плоти от остальных её 248 членов, тогда должно позволять исцелять всего человека в день субботний. Если в субботу можно было совершать обряд, чтобы исполнить закон, тогда почему совершение Иисусом акта милосердия в субботу вызвало такой гнев? Позднее раввинское учение согласится с этим аргументом, распространяющемуся от меньшего к большему, о чём свидетельствуют писания Раввина Елеазара бен Азарии: «Если при совершении церемонии обрезания, которая воздействует лишь на один член всего тела, приходится пренебрегать законами о субботе, насколько более следует так поступать, когда всё тело находится в опасности!» (Мехилта, Шаббата о книге Исход 31.13). Относительно различия между учением раввинов и учением Иисуса Дж. Михаэлс пишет, что «раввины ограничили этот принцип ситуациями, связанными непосредственно с угрозой жизни, тогда как Иисус применял его ко всякому, кто нуждался в помощи или исцелении».

Похожий аргумент Иисус использовал и против фарисеев, когда они обвинили Его учеников в нарушении субботы, когда те срывали колоски (Мф. 12:1, 2). Сначала Он обратил их внимание на действия Давида и его соратников, когда они съели посвящённые хлебы (1 Цар. 21:1–6). А затем Иисус сказал: «Или не читали вы в законе, что в субботу священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (Мф. 12:5). Слово, переведённое как «нарушают» (бебэлоо), по сути, означает «оскверняют», и тем не менее их действия не считались нарушением субботы. Священники совершают жертвенные обряды, которые внешне могут выглядеть как осквернение субботы, но при этом они остаются невиновными. Ни здесь, ни в Мф. 12 Иисус не отстаивает право нарушать закон о субботе. Наоборот, Он показывает, что сама природа закона о субботе подразумевает, чтобы в этот день совершать дела милосердия. Фарисеи соглашались с тем, что в субботу было приемлемым достать упавшую в колодец овцу. Иисус напомнил им, что человек является более ценным, чем овца. «Итак, — сказал Он, — можно в субботу делать добро» (Мф. 12:11, 12).

Стих 24. Фарисеи поверхностно судили об Иисусе. По этой причине Он сказал: «Не судите по наружности». Дословно «перестаньте судить» (мэ плюс глагол в повелительном наклонении кринете), иными словами, они ошибались на Его счёт. Некоторые комментаторы считают, что, когда Иисус произнёс: «Судите судом праведным», Он изложил не общий принцип для всех людей, а сказал, как следует поступить Его противникам в этой конкретной ситуации. И хотя Он сказал это в контексте Своего дела, Его слова можно применять и в более общем смысле.

Кто-то может сказать, что 7:24 противоречит тому, чему учил Иисус в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Однако здесь нет никакого противоречия. В Мф. 7:1 Иисус говорил о предвзятом и лицемерном осуждении, тогда как в Ин. 7:24 — речь идёт о самоправедном и поверхностном суде.

Плач Иеремии