Звездолёт опустился на планету, вращавшуюся вокруг яркого оранжевого солнца. Любопытно, как аборигены столько построили, если они вовсе не знали металлов. Между тем, спектральный анализ показал высокое содержание золота в почве и воде. Надо наладить контакт с аборигенами, возможно, с ними удастся наладить выгодный обмен. Седой старик в светлой тунике вышел навстречу экипажу. Он просто стоял и смотрел на прибывших, а потом махнул рукой, приглашая следовать за ним.
- Он что, немой? – спросил у капитана инженер Тос Нуран.
- Понятия не имею, посмотрим, что будет дальше, - капитан Ао Сат понимал не больше других.
Старик привёл гостей в поселение, состоявшее из круглых каменных домов, похожих на сахарные головы. На солнечной стороне работал ткацкий станок, приводимый в движение каменным колесом, сделанным из разных пород. Половина колеса была прикрыта снизу таким же каменным кожухом, а верхняя находилась на солнце. Колесо крутилось без всяких видимых причин. Неспешное вращение передавалось на каменный же механизм, который и приводил в действие всю механику станка. Некоторые части были изготовлены из прозрачного материала, в котором нетрудно угадать кристаллы.
Старик провёл гостей дальше, где аборигены строили новый дом. Странный способ постройки удивил гостей, которые смотрели и ничего не понимали. Аборигены пели монотонно какую-то ноту, а камень под их руками принимал необходимую им форму, как будто это мягкий пластилин. Биолог Ная Фо даже постучала по камню кулачком, но тот оказался таким же твёрдым, как и любой камень.
Большое каменное зеркало отражало свет звезды на каменную же сковородку, на которой тушилась какая-то еда. В протекавшем рядом ручье крутилось водяное колесо, поднимая воду в широкую каменную чашу, из которой вода растекалась по домам по каменным трубам.
- Какая-то цивилизация камня, - удивлённо произнёс Тос Нуран.
- Мне кажется, что мы ничем не поможем этой цивилизации, - заметила Ная Фо, - они полностью самодостаточны, хотя и застыли на этом уровне развития.
- Что-то тут не так, - капитан пытался уложить в голове всё увиденное, - все молчат, но работают слаженно, у меня такое ощущение, что они телепаты.
Старик поманил их рукой и отвёл подальше от строящегося дома.
- Ты прав, - сказал он совершенно понятно для гостей, мы давно не используем звуки для того, чтобы сообщить что-то друг другу. Камень даёт нам всё, что нужно, плоды кормят нас, а солнце помогает во всём.
- Почему же ты раньше молчал? – удивлённо спросил Ао Сат.
- Изучал вашу речь, - старик улыбнулся. – ты удивлён, но можно развиваться и без огня, металла и прочих штучек, которыми пользуетесь вы.
- А в космос вас не тянет? – Инженер пытался понять местных жителей. – Узнать о других мирах и разумных существах.
- Всему своё время, да и не все существа достаточно разумны, многие воюют и разрушают свои планеты, разве их можно назвать разумными? – старик произнёс это совершенно серьёзно, - а просто летать между звёзд, какой в этом смысл?
- А искусство? – Ная Фо и сама рисует и пишет стихи, - разве не интересно сочинять музыку, или стихи, или что-то ещё.
- Этим мы занимаемся вон там, - старик махнул рукой в сторону песчаной равнины, начинавшейся в паре километров от поселения, - песок гасит звуки, и они не вредят камню.
- Погоди, а откуда вы узнали, что другие планеты воюют? - вспомнил вдруг капитан Ао Сат.
- Всему своё время, - улыбнулся старик, - сейчас пришло время обеда, еда готова и нас зовут к столу.
Круглый каменный стол был устроен весьма толково, посередине стояла каменная же сковорода с ароматным кушаньем, которое красивая женщина раскладывала по каменным же тарелкам. Надо сказать, что качество посуды потрясло своим совершенством гостей. Кушанье оказалось очень вкусным, и гости с радостью поглощали овощное блюдо.
Опустошив сковороду, женщина позвала вторую и они затянули протяжную верхнюю ноту. Сковорода поднялась вверх и улетела в сторону, а её место знало блюдо с фруктами. Это уже окончательно убедило гостей, что эта цивилизация вполне самодостаточна.
- Я только одного не пойму, неужели звуки так влияют на камень? - Ао Сат удивлённо посмотрел на старика.
- Звуки влияют на всё, просто вы ещё не осознали это, - заверил капитана старик, - когда мы поняли эту истину, у нас всё стало на место, перед нами открылись широкие возможности, а телепатия привела к тому, что мы не тратим звуки попусту.
- У нас нет такого дара, вздохнула Ная Фо.
- Он есть у всего живого, - старик снова улыбнулся. – Мозг, это только приёмник мыслей, надо настроить его в резонанс с другим мозгом и в обоих появятся одни и те же мысли. Они будут влиять друг на друга, а в результате, слова станут не нужны.
- Ого! – Ная Фо сильно удивилась.
Такая простая мысль почему-то не пришла в голову ни ей, ни кому-то другому на их планете. После обеда старик повёл их, показать, как всё работает.
- Солнце нагревает чёрные спицы, и они расширяются, а в тени они остывают и сужаются, таким образом внешнее кольцо имеет смещённый центр тяжести, оно стремится повернуться вниз той стороной, которую освещает солнце, а поэтому постоянно в движении.
Старик рассказывает это, как что-то очень простое, да оно такое и есть, просто никто не задумывался о таком дармовом двигателе. Ну и что, что он медленный и тяжёлый, его же не на транспорт ставят. С водяным колесом проще, такое использовали на всех планетах, а вот летающая посуда, это уж за пределами познаний.
- Всё просто, - улыбнулся старик, - стоячие звуковые волны, женщины поют на такой частоте, что между дном посуды и поверхностью появляется стоячая звуковая волна, она и поддерживает посуду в воздухе, многократно усиливаясь. К тому же и сама посуда входит в резонанс с этим звуком. Надо просто почувствовать частоту камня, и он многое может позволить сделать с собой.
Сказать, что экипаж звездолёта удивился, это слишком мягко. Такого они никогда не слышали, но видели же своими глазами. На этой планете стоило задержаться, слишком всё интересно и необычно.
- А как живут другие жители, на планете есть ещё поселения? – Ао Сат хотел получить максимум информации.
- Завтра узнаете, скоро ночь, мы не успеем, - категорически заявил старик.
Спать ушли на звездолёт, а утром снова потянулись к селению, старик уже ждал их. Завтрак состоял из плодов, а потом старик позвал их за собой. Место напоминало большой карьер, в центре которого стоял высокий и толстый каменный столб веретенообразной формы. Рядом с ним располагались широкие круглые платформы, напоминавшие большие тарелки. На одну из них и пригласил старик гостей.
Дальнейшее трудно описать словами, старик попросил молчать, а сам затянул очень низкую ноту, на грани слышимости. Платформа приподнялась, набрала высоту и полетела. Так они и прилетели к довольно большому поселению, напоминавшему небольшой городок.
- Это наша столица, - пояснил старик, - мы стараемся не жить кучно, это сильно мешает экологии.
Столица ничем не отличалась от простого поселения, разве что размерами и то не настолько сильно, чтобы производить впечатление. От посещения этого места, гости не вынесли новых впечатлений, только группа стариков, сидящая кругом в небольшом амфитеатре, заставила их спросить у сопровождавшего, чем они заняты.
- Это наши старейшины, они обсуждают проблемы планеты, решают вопросы, иногда принимают сигналы из вселенной или отправляют к планетам корабли, - рассказал старик.
- Погоди, вы и между звёзд летаете? – удивился Ао Сат.
- Бывает, если проблема требует нашего присутствия, но не часто, - улыбнулся старик.
- Что значит, «требует вашего присутствия»? – не понял Ао Сат.
- Обычно это угроза обитаемым планетам, слишком большие астероиды, которые могут уничтожить жизнь на планете. Мы уводим их с траектории полёта, заставляя лететь туда, куда нужно. – Старик рассказывал, как о привычных делах, а гости смотрели на него с удивлением.
- Вы же умеете обращаться с камнями, - догадалась Ная Фо.
- Все что-то умеют, - улыбнулся старик, - ты умеешь понимать жизнь, а мы камни.
- Я не увидела животных у вас на планете, они есть и где прячутся? – Ная Фо вспомнила, что даже маленькой мыши не попалось им на пути.
- Они живут отдельно, где им удобнее, но, возможно, ты встретишься с ними.
Старик порой весьма загадочен. В столице они не задержались и ещё по светлому вернулись обратно.
- А это, случайно, не звездолёт? – Ао Сат показал на толстый веретенообразный столб.
- Угадал, - старик снова улыбается.
- И тоже нужно петь, чтобы он взлетел? – Вопрос очевидный.
- Конечно, как иначе он покинет атмосферу, - старик уже почти смеётся.
- Поразительно, - это уже Ная Фо искренне удивляется необычной технике этой планеты.
- Пора ужинать и спать, - объявил старик, - завтра будет интересный день.
Ужин несложный, а после него все улеглись спать, но ночью Ная Фо проснулась от непонятной тревоги. Выйдя из звездолёта, она увидела …, возможно, оленя. Который смотрел на неё совершенно разумными глазами.
«Пошли», - пронеслось в голове, и Ная пошла за животным.
Оленем его можно назвать с натяжкой, но других ассоциаций просто не было. А зверь вёл Наю, иногда оборачиваясь и дожидаясь, пока это двуногое догонит его. Возле скалистой гряды олень остановился и трубно прогудел, как во время гона ревут олени по всей вселенной. От этого звука, в скале образовался проход, в который и шагнул зверь.
«Иди за мной», - прозвучало в голове у Наи, и она шагнула в неизвестность.
Тоннель в горах тянулся недолго и вывел в прекрасную долину, полную красивых деревьев, цветущих трав и потрясающих животных. Бабочки невероятной раскраски летали с цветка на цветок, прекрасные птицы устроили состязание в пении, наполнив воздух чарующей мелодией. Богатое разнообразие поразило Наю, и она с восторгом наблюдала за местной жизнью.
- Почему мы не увидели этого места с орбиты? – удивилась Ная Фо.
- Это другой мир, - олень не говорил, он посылал мысли прямо в мозг Наи. – Просто параллельный мир, который существует рядом с тем, с которым вы уже познакомились.
- Но как это возможно? – удивлению Наи не было предела.
- Вокруг много миров, они существуют сами по себе, либо пересекаются иногда, тогда можно пройти из одного мира в другой. Я решил показать тебе этот мир, когда почувствовал, что ты не такая, как все.
- А почему я слышу твои мысли? – заинтересовалась Ная, - почему я не могу понять мысли других?
- Я настроился на твои мысли, - ответил олень, могу и тебя научить настраиваться на мысли других живых существ, но это потребует времени.
- Я согласна, - с готовностью ответила Ная, - а мои товарищи не будут меня искать?
- Я сказал старейшине, он передаст им, - успокоил олень, - начнём урок. Для начала нужно перестать думать, очистить голову от мыслей. Когда ты сделаешь это, начни поиск других мыслей, не фантазии из твоей головы, а именно поиск.
Ная начала учиться, непростое это дело, но в какой-то момент удалось избавиться от своих мыслей. С это и началось обучение телепатии, заодно и свои мысли приобрели некоторую упорядоченность, поскольку всему своё время. Время думать и время слушать чужие мысли, время действовать и время видеть сны. Дни слились в одно сплошное время, поделённое на занятия, отдых, наслаждение плодами и снова занятия.
*****
- А где Ная, спохватился утром Ао Сат.
Поиски ни к чему не привели, но старик, который снова пришёл к звездолёту, сообщил, что Ная ушла в другой мир.
- Это не навсегда, - успокоил он гостей, - научится и вернётся.
- А это долго? – время у экспедиции не бесконечно.
- Не очень и зависит от её способностей, - стрик загадочно улыбнулся, - сегодня будем петь, приходите к нам туда, где песок.
С этими словами старик ушёл, гости сами должны решить, что им интересно. Образцы камня и песка они собрали давно, значит, пришло время познакомиться с культурой народа этой планеты.
- Идём, посмотрим, чем они занимаются на песке, - Ао Сат принял решение.
Жители собирались около часа, всем надо закончить свои дела. Маленькая девчонка разглядывала гостей с неподдельным интересом. Она бегала вокруг и смотрела то с одной стороны, то с другой.
«Мальчишки» - решила она и мысль пробилась в головы гостей.
Но вот все собрались, старик хлопал в ладоши отбивая ритм, а за ним и остальные стали хлопать, а потом женщины затянули песню без слов. Красивая песня, поделённая на голоса, звучала, как оркестр. Дети начали танцевать, озорно и весело, а за ними и взрослые тоже постепенно включились в действо.
Когда веселье общее, то оно вовлекает всех, кто находится рядом. Капитан и инженер уже притопывали в такт с песнями, а жители поселения заводили всё новые и новые мелодии. Телепатия позволяла чувствовать друг друга, а песни заводили по-настоящему. Праздник продолжался почти весь день, а потом все вернулись в поселение к ужину.
- Сегодня особая ночь, - сообщил старик, - сегодня планеты выстроятся в ряд. Их можно будет увидеть прямо отсюда.
Ночь на планете никогда не была тёмной, несколько спутников всегда освещали поверхность. Но вот большие ушли за горизонт, а маленький виднелся небольшим пятнышком, вроде крупной звезды. И тут космос стал виден особенно ясно.
- Поразительно красиво! - Тос Нуран заворожённо смотрел вверх, а потом просто лёг на землю и смотрел в небо.
Планеты поменьше виднелись небольшими пятнышками, зато гиганты можно было рассмотреть во всех подробностях всё это убегало вдаль, создавая волшебную перспективу. Но вот большая луна высунулась из-за горизонта и волшебное видение уже стало невозможно разглядеть. Зато вокруг стало видно каждую мелочь. Местные жители расходились по своим домам, обняв своих любимых.
- Нам пора, - заметил Ао Сат, - пока светло, дойдём до звездолёта.
- Оставайтесь у меня, я живу один, - старик пригласил гостей в свой дом.
Дом старика оказался совершенно пустым, ни одной вещи, только идеальная чистота.
- А где мы будем спать? – не понял Ао Сат.
- Ложитесь на пол, - попросил, а может скомандовал старик.
Он затянул снова ноту, и гости почувствовали, что камень принимает форму их тел. Стало очень удобно, ни один матрас не мог обеспечить такого комфорта. Двери в доме и не предполагалось, но камень сам закрыл вход.
- Скоро выпадет роса, - пояснил старик, - а внутри будет сухо.
Сон навалился почти мгновенно, а во сне гости видели необычные миры, в которых много чего обстояло непривычно и странно. Утренняя прохлада разбудила их, а проснувшись, они не застали старика дома, тот уже ушёл по каким-то делам.
- Ао, как интересна жизнь этой планеты, - заметил Тос Нуран.
- Да, мы нашли очень необычный мир, - согласился капитан, - пора бы и выйти наружу, но двери-то нет.
Он попробовал воспроизвести ноту, на которой пел старик, но, не обладая навыками горлового пения, это оказалось совершенно невозможным. Сидеть взаперти пришлось ещё пару часов, когда проём открылся сам собой и старик пригласил их к столу. Блюдо оказалось совсем необычным, напоминая шарлотку, но странного вкуса.
- Хотите поучаствовать в заготовке камня? – спросил старик, озорно сверкая глазами.
- Мы же не умеем петь, как вы, - пытался возразить Ао Сат.
- Этого и не надо, а таскать камни можно и без пения. – Он издевается или просто шутит?
Но таскать оказалось проще, чем казалось вначале. Мужчины выбирали камни, пели им свои звуки и камни поднимались в воздух. Оставалось только отбуксировать их к строящемуся дому. Затем мужчины продолжили строительство, а старик занялся сменой нитей на станке, который работал сам, когда солнце поднималось достаточно высоко. У женщин свои заботы, им надо собрать плоды, принести и приготовить обед. Всё это строго по времени, чтобы вогнутое зеркало фокусировало солнце на сковороде.
*****
Ная уже научилась настраиваться на мысли бабочек, а потом и на птиц. Для биолога это очень полезная информация, такого она за всю жизнь о животных не узнала. Следующими оказались маленькие зверьки, сновавшие в траве в поисках еды. Информации море, и Ная впитывала её, как губка. Способности росли, а Ная открывала мир с азартом исследователя, которому стали понятны такие истины, которые скрывались от него до поры.
А вот и мысли оленя, только какой это олень, если там в голове целая вселенная. Такого и в её голове невозможно представить. Казалось, что это животное намного превосходит её в своём развитии.
- Тебя смутили формы, - пояснил мысленно олень. – Не обязательно быть гуманоидом, чтобы стать разумным, да и не такой я олень, как на вашей планете. Видишь, как я отличаюсь даже формой. Развитый мозг позволяет обходиться без инструментов вовсе, ведь главное, не мастерить что-то, а жить в гармонии с окружающим миром. Именно для этого я и принял такую форму, перестроив своё тело. Все вокруг принимают меня за часть этого мира, а гуманоидов они опасаются, подсознательно чувствуя опасность от того, чьё тело не приспособлено к самостоятельному существованию.
Он посмотрел на Наю, оценивая, насколько хорошо она поняла его слова, а потом повёл её обратно.
- Ты научилась, пора возвращаться, - заявило это существо, на которое Ная теперь смотрела совсем другими глазами.
Её возвращению экипаж обрадовался несказанно, ведь каждый день они переживали о судьбе своего биолога. За время путешествия они стали настоящими друзьями, небольшой экипаж, это семья, а она единственная женщина в этой семье.
Вот и настала пора улетать домой, тепло попрощавшись с жителями необычной планеты, они сели в свой звездолёт и унеслись в межзвёздное пространство.
*****
- Вы вовремя, - встретили их дома, - мы как раз решаем вопрос, как избежать катастрофы. Большой астероид должен столкнуться с нашей планетой через год, видно придётся эвакуировать репродуктивное население, чтобы наша цивилизация не исчезла.
- Я попробую, - заявила вдруг биолог Ная Фо.
Что она собирается пробовать, никто не понял, но Ная приступила к медитации. И вот через полгода, когда на планете уже приступили к эвакуации, к ним прилетело большое каменное веретено. Не теряя времени, пришельцы отправились к астероиду и через месяц тот изменил траекторию. Теперь планете ничто не угрожало, а пришельцы даже не сочли нужным высадиться и переговорить с жителями этой планеты. Они просто исчезли в космическом пространстве, не оставив даже ионного следа.
- А мы их даже не поблагодарили, - вздохнул Верховный правитель.
- Ная передала нашу благодарность, - Ао Сат теперь знал секрет своего биолога. – Она решила обучать способных детей телепатии, так что новое поколение станет более продвинутым, а потом она хочет отправиться в новую экспедицию, теперь она самый полезный член любой научной экспедиции.
А Ная Фо целовалась с Тос Нураном, поскольку телепатия позволила многое узнать о нём, и лучшего спутника жизни ей не найти.