Вчера наконец-то в поле зрения попало Агентство стратегических инициатив (АСИ). Правительство долго перенастраивало «институты развития», пытаясь найти для них новые формы работы. Путин является председателем Наблюдательного совета АСИ, и он вчера проводил заседание Набсовета Агентства.
В частности, речь шла о развитии российских брендов, и понятно, на какой основе. Иностранцы продают свои предприятия в России, и эти западные бренды надо заменять российскими. Например, что придёт на смену бренду ИКЕА? Или на смену западных марок стройматериалов (вроде красок и лаков)?
Мало сделать продукт, вокруг него надо создать экосистему маркетинга, что и формирует «бренд».
На самом деле технологическую и логистическую базу россияне познали, в т.ч. благодаря опыту работы с западниками. Тот же АСИ является координатором участия России в международном движении WorldSkills International и проведения национальных соревнований WorldSkills Russia, в которых участвуют квалифицированные рабочие. Но есть проблемы с сервисом (например, гарантийным обслуживанием), со стандартизацией и тем самым позиционированием на рынке.
Есть проблемы с управленческими механизмами. Например, на Западе вертикальные иерархии всё больше подпираются «горизонтальными», т.е. участием работников в управлении, а также расширением полномочий независимых членов совета директоров. Корпоративная этика теперь формируется бОльшим числом участников, в ней появляется всё больше этических направлений (в первую очередь социальных и зелёных – ESG).
Вот с таким механизмом формирования российских брендов придётся учиться.