11 февраля ежегодно отмечается Международный день женщин и девочек в науке (International Day of Women and Girls in Science).
«Я чувствую, что предназначена служить истине – науке,
и прокладывать новый путь женщинам,
потому что это значит – служить справедливости».
С.В. Ковалевская
Долгое время определенного дня, посвященного женщинам и девочкам в науке, не существовало. Лишь в 2016 году по решению ООН этот праздник получил официальный статус.
Раньше всем был знаком стереотип: «Наука – не женское дело». Хорошо, что история развития науки это опровергает, ведь много научных открытий были сделаны именно руками и величайшими умами женщин. Важнейшие изобретения, чем сегодня пользуется человечество, были придуманы в своё время женщинами и девушками. Достижения женщин не менее важны, чем достижения их коллег мужского пола. И в каждой эпохе были свои выдающиеся женщины-ученые.
Сегодня расскажем о пяти великих российских женщинах-ученых, которые стали первыми в своих научных областях и своим примером доказали, что упорство, трудолюбие и верность идеям всегда приводят к успеху.
Надежда Суслова: первая русская женщина-врач
В конце 1867 года медицинская общественность России была взволнована необычным событием. Из Швейцарии пришло известие об успешной защите докторской диссертации молодой 24-летней русской женщиной. Все столичные газеты России сообщали, что «второго декабря в Цюрихе получила степень доктор медицины Надежда Прокофьевна Суслова, дочь крепостного крестьянина». Диплом о докторской степени «по медицине, хирургии и родовспоможению» Н. П. Сусловой вручил заведующий кафедрой хирургии профессор Э. Розе, который заметил в своей речи, что гипотезу о неспособности женщин к наукам можно считать опровергнутой.
Надежда Прокофьевна Суслова, младшая сестра легендарной Аполлинарии Сусловой, подруги жизни Федора Михайловича Достоевского, а затем и супруги Василия Васильевича Розанова, родилась в 1843 году в селе Панино Нижегородской губернии. Отец – бывший крепостной, разбогатевший на ситцебумажном производстве и выправивший у своих хозяев вольную, – придерживался прогрессивных взглядов и сначала дал Наде хорошее домашнее образование, а затем определил ее в московский пансион Пеничкау. В 1859 Суслова и ее сестра переехали в Санкт-Петербург. Надежда много читала, писала сама. Но увлечение литературой прошло быстро, она мечтала стать врачом. Началось все, как ни странно, с увлечения латынью. В детстве товарищ ее брата Василия рассказал Надежде, что есть такой мертвый язык, на котором никто не разговаривает, зато выписывают рецепты на лекарства. Он же обучил ее азам латыни и немного подготовил по естественным наукам.
В то время женщине в России стать доктором было невозможно в принципе, женщинам запрещалось посещать лекции в университетах. Однако два известных эскулапа, Сеченов и Боткин, на свой страх и риск позволили троим девицам присутствовать в аудитории. Среди них – девица Суслова. Это произошло в 1862 году. Тогда же Надежда Прокофьевна публикует в «Медицинском вестнике» свою первую научную статью – «Изменение кожных ощущений под влиянием электрического раздражения». В основу этого труда легло открытие: девушка много часов подряд прикладывала к своей руке электрические провода и в какой-то момент заметила, что в некоторых местах чувствительность снижается. Однако в 1863 году женщинам официально запретили посещать лекции в России, и Надежда уехала учиться в Швейцарию, в Цюрихский университет. Правда, и здесь её приняли в качестве исключения – чтобы доказать, что женщина не может справиться с программой.
Но упорства и целеустремлённости Сусловой было не занимать: в конце 1867 года она получила диплом доктора медицины, хирургии и акушерства за диссертацию «Доклад о физиологии лимфы», выполненную под руководством Сеченова. Весной 1868 года Суслова возвратилась в Россию. Для получения медицинской практики Сусловой потребовалось подтвердить свою врачебную квалификацию уже на родине. Надежда Прокофьевна вторично защитила диссертацию, уже в Санкт-Петербурге, и наконец-то стала первой русской женщиной-врачом. Но ни к преподавательской, ни к научной деятельности Надежду не допустили, она стала работать врачом в Петербурге. В качестве специализации выбрала гинекологию, и практика её была огромной. А ещё Надежда организовала женские фельдшерские курсы. Она сама разработала программу обучения, нашла средства и привлекла к преподаванию опытных коллег. Позже занятия трансформировались в курсы учёных акушерок, где читали лекции выдающиеся профессора. Но выпускницам всё равно не давали права на врачебную практику. И снова Надежда Суслова проявила настойчивость – в результате весной 1876 года официально были открыты Высшие женские врачебные курсы.
В 1870 году Суслова вместе с мужем переехала в Нижний Новгород, работала в родильном доме и имела большую гинекологическую практику. Надежда принимала на дому пациентов, лечила больных сифилисом. К Сусловой ехали лечиться со всей страны, она никому не отказывала в медицинской помощи. Те, кто не мог заплатить за приём, получали медпомощь бесплатно. Кроме того, по выписанным доктором рецептам бедняки могли взять лекарства в одной из аптек. Счета за них порой оплачивала сама Суслова. А в 1892 году Надежда Прокофьевна – уже не Суслова, а Голубева – вместе с супругом переехала из Нижнего Новгорода в Алушту. Суслова же хоть официально и не занималась в Алуште врачебной практикой, но никогда не отказывала в медицинской помощи жителям окрестных деревень. В результате к кабинету доктора выстраивалась большая очередь. А ещё Надежда Прокофьевна пожертвовала крупную сумму на строительство местной гимназии, а для сельских детей устроила школу в своём имении. Она живо интересовалась, как обстоят дела в Петербурге и Москве с женским образованием. И была счастлива, когда узнала, что в России уже почти 550 женщин-врачей. Суслова дожила до 74 лет и спустя полгода после революции скончалась. Вероятно, она была счастлива - ведь у нее была мечта, на пути к достижению которой были серьезные преграды, но ей удалось их преодолеть и избежать соблазна разменять свою мечту на суетность столичного общества.
Софья Ворошилова-Романская: первая русская женщина-астроном
Женщина и космос – видя это сочетание, мы сразу же представляем Валентину Владимировну Терешкову, первую в мире женщину-космонавта. Но почти никто не помнит такую выдающуюся ученую, как Софья Ворошилова-Романская. А ведь она тоже имела самое непосредственное отношение к космосу – правда, исследовала его с Земли. Софья Ворошилова-Романская была первой русской женщиной, профессионально занимавшейся наблюдательной астрономией!
Софья Васильевна родилась 3 августа 1886 года в Санкт-Петербурге, в семье конторского служащего. В 1903 году она окончила высшие женские Бестужевские курсы, девушку привлекали исследования космоса, она мечтала работать на Пулковской обсерватории. Это желание исполнилось в 1908 году, когда Софья Васильевна Ворошилова-Романская стала вычислителем в этом научном учреждении и уже через год она начала проводить собственные исследования в качестве астронома.
С 1918 года Софья Васильевна стала проводить регулярные наблюдения. Эта работа требовала огромных усилий, так как продолжительность наблюдений достигала до 18 часов в зимнее время. За десять лет исследований многие астрономы-мужчины, работавшие над программой, сменились, лишь одна Софья Васильевна участвовала в течение всего исследования. За время этого наблюдения она с большой точностью вывела две постоянные величины, которые входят в число фундаментальных постоянных астрономии.
За свою работу Софья Васильевна получила степень кандидата физико-математических наук. На ее счету колоссальное количество высокоточных наблюдений широт – более 23 тысяч! В 1953 году ее наградили орденом Ленина - самой престижной в то время наградой. Софья Васильевна посвятила наблюдениям космоса 51 год. В честь Ворошиловой-Романской названа малая планета (3761 Romanskaya), открытая в 1936 году советским астрономом Григорием Неуйминым.
Мария Безобразова-первая в истории России женщина — доктор философии
Мария Безобразова — первая женщина в России, получившая докторскую степень по философии. За 57 лет своей жизни она выпустила сотни трудов, прочитала десятки лекций, инициировала создание Философского общества при Петербургском университете и продвигала женское образование. Она стала ученой во времена, когда против образованных женщин выступали все, от министров до ее собственного отца.
Мария Владимировна Безобразова родилась в 1857 году в дворянской семье. Родилась она с врожденной глухотой, которая у нее постепенно усиливалась. В 10 лет отец отдал Марию в пансион Мезе в Санкт-Петербурге. В пансионе Мария никогда не была лучшей в учебе, но много читала. Ее интересовало все подряд — от статей по психологии до правил жизни Бенджамина Франклина.
В 16 лет, окончив пансион, Безобразова решила сдать экзамен на домашнюю учительницу и получила почти исключительно отличные оценки и она впервые задумалась, что могла бы продолжить обучение — например, поехать в Цюрих. Швейцарию Безобразова выбрала не случайно: во второй половине ХIХ века это была одна из немногих европейских стран, где женщины могли получить научную степень.
Непростым путем, через курсы и работу учительницей в женских гимназиях, домашнее обучение и долгие переговоры с отцом, Мария Безобразова все же сумела поступить за границу. С 1887 года она слушала лекции в Лейпцигском университете, потом училась в Цюрихе, а степень доктора философии получила уже в Берне в 1891. После возвращения в Россию Безобразова выступала с публичными лекциями, высказывая в них свои философские воззрения, популяризовала труды древних и позднейших философов. Лекции, преимущественно по философии, читались ею в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Вязьме, Ярославле, Твери и других городах. Всего было прочитано восемьдесят лекций. В 1892 М. В. Безобразова издала сборник статей «Философские этюды».
Безобразова была помощником редактора в журналах «Женское Дело» и «На помощь матерям», сотрудничала в журналах «Родник», «Семейное воспитание», «Воспитание и обучение», «Домашнее воспитание». Её перу принадлежали статьи в газетах «Голос Правды», «Народ», «Новости», «Санкт-Петербургские Ведомости», «Крестьянин», «Славянский век», «Светлый луч», а также рассказы в «Детском Отдыхе» за 1888-1890 годы.
Безобразова возглавляла в Благотворительном обществе «Кружок домашних чтений для самообразования». Помимо философии Мария Безобразова занималась ещё и общественной деятельностью, особенно в области движения за равноправие женщин. По её инициативе в 1897 году возникло Философское общество при Санкт-Петербургском университете. Она участвовала в основании Этического общества в 1910 году. В 1895 году приняла активное участие в создании первого в России Русского женского взаимно-благотворительного общества, которое насчитывало в своих рядах около восьмисот членов.
Активно занимаясь наукой и общественной деятельностью, Мария Владимировна так и не вышла замуж. Скончалась она 2 сентября 1914. За два года до смерти в книге «Из одного альбома» Безобразова высказала пожелание: «Сделайте, пожалуйста, надпись на моей могиле: «Здесь лежит беспокойный человек».
Софья Ковалевская – первая в мировой истории женщина-профессор математики
История первой в России женщины-профессора математики стала бы отличным сценарием для фильма о любви, целеустремленности и науки. Софья Васильевна Ковалевская (девичья фамилия Корвин-Круковская) родилась в 1850 году в Москве. Детство ее, однако же, происходило в Петербурге и в имении Корвин-Круковских в Витебской губернии. Отец ее был военным, но придерживался передовых взглядов. Однако не настолько, чтобы суровый артиллерист-полковник позволил своей дочери отправиться одной в Европу. В то время женщин в русский университет не принимали, а для выезда за границу требовалось разрешение либо отца, либо мужа. Отец Софьи не собирался давать разрешения, но целеустремленная девушка не собиралась так просто сдаваться. Она организовала фиктивный брак с молодым учёным Владимиром Ковалевским (который в дальнейшем влюбится в фиктивную жену) и отправилась учиться за границу...
Она поступила в Гейдельбергский университет в Германии. В 1874-м году Софья Васильевна защитила диссертацию на тему «К теории дифференциальных уравнений», и получила ученую степень доктора философии. Успех был грандиозным. Ковалевская уже видела себя преподавателем Петербургского университета, но научное общество России не допустило в вуз талантливую женщину. Ей предложили учить математике девушек в женской гимназии.
Ковалевская была настолько разочарована, что бросила науку и не занималась математикой на протяжении шести лет. В это время у нее родилась дочь, и Софья Васильевна вновь отправилась в Европу. Софья обратилась за помощью к своему учителю Карлу Вейерштрассу. Он добивается для неё места профессора кафедры математики в Стокгольмском университете.Она читает лекции на шведском и пишет на этом языке свои новые научные труды. В это же время она начинает писать и художественную прозу. И тоже на шведском. Софья Ковалевская является автором произведений «Воспоминания о Джордже Эллиоте»; семейной хроники «Воспоминания детства»; «Три дня в крестьянском университете в Швеции».
Наиболее важные исследования Софьи Ковалевской относятся к теории вращения твёрдого тела. Она открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки, которую начали Леонард Эйлер и Ж. Л. Лагранж. Она доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики.
В 1889 г. Софья Ковалевская получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка. «Профессор Соня» (так её называли коллеги) была очень известной личностью в Европе. Но её тянет в Россию. В 1889 г. она стала иностранным членом-корреспондентом на физико-математическом отделении Российской академии наук, и у неё появляется надежда на то, что её изберут в члены Академии на вакантное место. Но ей даже не разрешили присутствовать на заседании академии, т.к. она была женщиной… Министр даже пообещал ей, что ни она, ни её дочь не доживут до того времени, когда в России это станет возможным.
И Софья снова возвращается в Стокгольм. В 1891 г. она возвращалась из Берлина в Стокгольм, ехала в открытом экипаже и простудилась. Простуда перешла в воспаление лёгких. Усугубил положение обнаруженный врачами ещё в детстве порок сердца. 29 января 1891 г. С. В. Ковалевская скончалась в Стокгольме. Ей был 41 год.
Дочь профессора Ковалевской, Софья Владимировна Ковалевская, закончила Санкт-Петербургский женский медицинский институт, работала врачом, перевела со шведского языка многие работы своей знаменитой матери. Она дожила до того времени, когда женщина-профессор и член Академии наук в России станут обычным явлением.
Лина Штерн - первая женщина — профессор Женевского университета, первая женщина-академик в Советском Союзе
Судьба этой женщины уникальна во всех отношениях. В 1939 году ее избрали действительным членом Академии наук СССР. Именно Лине Соломоновне было суждено стать первой женщиной-академиком, что явилось столь же ошеломляющей сенсацией, как позже полет первой женщины-космонавта.
Лина Штерн родилась в 1878 году в Лиепае, называемой в то время Либавой. Лина очень любила читать, научившись этому увлекательному занятию очень рано. Особенно нравились ей книги о природе, жизни и привычках животных, происхождении человека. Родители сразу заметили тягу Лины к знаниям и поощряли ее: с 1888 по 1895 она училась в прекрасной гимназии, на немецком языке, планировала стать врачом. Увы, когда она попыталась поступить на медицинский факультет Московского университета, ей отказали, из-за ее неправославного вероисповедания. Лина уезжает в Женеву и поступает там в университет. В 1903 году она с блеском закончила Женевский университет и была оставлена на кафедре физиологии человека. Научные интересы молодой ассистентки отличались удивительной широтой, особенно влекли «белые пятна». Вместе со швейцарцем Ф. Беттели ей удалось разработать новый метод исследования дыхания, что стало подлинным прорывом в медицине. Ученый совет университета удостоил доктора Штерн профессорского звания.
Жить бы спокойно и работать во славу мировой науки в сытой и благополучной стране. Но нет! Потянуло вдруг Лину Соломоновну в загадочный Советский Союз, который из швейцарского далека представлялся чуть ли не раем для трудящихся, самым справедливым обществом в истории человечества. К 1918 году круг научных интересов Штерн все больше расширялся: она заинтересовалась влиянием различных веществ на головной мозг. Первые мысли о существовании некоторого барьера, между мозгом и кровеносной системой, возникли у нее тогда же. Лина Соломоновна хотела дальше изучать это явление, но у Женевского института просто не было достаточно ресурсов и людей. В 1924 году А.Н.Бах присылает ей приглашение возглавить кафедру физиологии во втором медицинском университете в Москве. Она соглашается.
Лина Штерн к тому времени была обеспеченным человеком и известнейшим ученым в Европе. Но она писала: «Здесь (в Швейцарии) и без меня всё хорошо. А СССР – разоренная страна со множеством больных. Значит, родина во мне нуждается». Она практически полностью вкладывает свои накопления в обустройство института, становится директором Института физиологии Академии Наук СССР, возглавляет отдел биохимии Института инфекционных болезней имени И.И.Мечникова, создает отдел возрастной физиологии в Институте охраны материнства и младенчества. Она вступает в коммунистическую партию и становится полностью верна ее идеалам. В 1933 году ей присуждают степень доктора наук, в 1939 становится действительным членом Академии Наук СССР, первая женщина в Академии. Во время войны Лина Штерн разрабатывает метод борьбы с травматическим шоком у солдат: введение в цистерну головного мозга фосфорнокислого калия. Достаточно быстро она официально утверждает этот метод и советские хирурги в полевых госпиталях начинают его использовать.
В 1943 году она получает Сталинскую премию – за исследование гемато-энцефалического барьера. Это своего рода фильтр, который не дает проникать в мозг микроорганизмам и токсинам, содержащимся в крови. Без него мы бы быстро умерли от ядов и инфекций, но он же мешает и лечению: до сих пор очень сложно обеспечить доставку лекарства в мозг. Штерн разработала метод инъекций прямо сквозь черепную коробку. Это помогло лечить столбняк, туберкулезный менингит и т.д.
Но, к сожалению,никакие заслуги перед человечеством и родиной не спасают от произвола. В 1949 году исследовательницу арестовали по делу Еврейского антифашистского комитета. На суде Штерн сказала, что не хочет умирать, потому что еще не все сделала для науки. И стала единственной среди участников этого комитета, кто избежал расстрела. Возможно, на этот счет было личное указание Сталина. Штерн на пять лет сослали в Джанбул в Казахстане.
В 1953 году умер Сталин и Лине Соломоновне разрешают вернуться в Москву. Надломленная, полуслепая, она все же возобновила прерванные исследования центральной нервной системы. В 1960 году Женевский университет присуждает ей степень доктора наук.
7 марта 1968 года Лина Соломоновна Штерн умерла, ей было 90 лет. Она похоронена на Новодевичьем кладбище. Монография, вобравшая бесценный многолетний опыт, вышла в свет в 1968 году, уже после смерти Лины Соломоновны…
Источники:
https://www.miloserdie.ru/article/nadezhda-suslova-s-nee-nachalas-epoha-russkih-zhenshhin-vrachej/
https://homsk.com/bingo/mariya-bezobrazova-istoriya-pervoy-zhenshchiny-filosofa-v-rossii
https://www.rosimperija.info/post/2841