Найти тему
Minsknews.by

Инспекторы регулировали движение с помощью ламп. Ветеран ГАИ — про обстановку на дорогах в советское время и сейчас

Оглавление

Водителя называли шофером, а инспекторы регулировали движение с помощью ламп. Ветеран ГАИ с полувековым стажем вождения авто Константин Андрончик вспоминает ПДД 1970-х. Спойлер: много удивительного для современных водителей. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

На службу в ГАИ К. Андрончик пришел в 1966 году. Начинал в должности инспектора дорожного надзора в звании старшины.

Обстановка на дорогах тогда была намного спокойнее, чем теперь, — вспоминает собеседник. — Транспорта было меньше. Ленинский проспект (ныне проспект Независимости) имел по три полосы в каждом направлении, и заторов не было. В основном фиксировали нарушения правил маневрирования, проезда перекрестков и нерегулируемых пешеходных переходов, часто задерживали нетрезвых водителей. Их наказывали штрафом либо лишали прав на два года. По ходатайству срок лишения мог сокращаться по прошествии 365 дней. Сейчас такой нормы нет. В советский период о нарушениях правил сообщали по месту работы или учебы водителей и пешеходов. Там обязательно реагировали и давали ответ.

По словам ветерана ГАИ, на просторах СССР Минск славился дисциплинированностью участников дорожного движения. Но все же не обходилось без крупных ДТП с тяжелыми последствиями. Чаще всего наезды на пешеходов случались на остановочных пунктах общественного транспорта.

Тогда действовало правило: «Автобус и троллейбус следует обходить сзади, а трамвай — спереди». Сегодня это звучит не актуально. Согласно ПДД дорогу нужно переходить по обозначенному пешеходному переходу, — напоминает собеседник. — Довольно нелепым всегда представлялся призыв: «Не пей за рулем!». За долгое время службы в ГАИ ни разу не встречал водителей, которые употребляли бы спиртное за рулем. Можно выпить в гостях, ресторане, но никак не управляя транспортным средством.

В ручном режиме

Техническая оснащенность городской ГАИ тогда была не такой серьезной, как теперь, обращает внимание К. Андрончик. Среди служебных автомобилей числились ГАЗ-24 «Волга», «УАЗ», «Жигули», а также старенькая «Победа» с громкоговорителем. Перед футбольным матчем на стадионе «Динамо» эту машину обычно размещали на перекрестке Ленинского проспекта и улицы Комсомольской, чтобы через динамики призывать участников движения к соблюдению ПДД.

-3

Было время, когда в отсутствие светофоров для подачи сигналов инспекторы использовали лампу с цветными стеклами. На основных перекрестках Минска были установлены кабины регулировщика. В часы пик регулирование осуществлялось вручную. В таком же режиме запускалась зеленая волна.

Серьезным испытанием для городской ГАИ стал 1980 год, — говорит мужчина. — Я тогда служил в должности командира батальона дорожно-патрульной службы. Накануне Олимпийских игр в Минске заменили старые кабины регулировщиков на новые — более современные, удобные, застекленные. Их изготовили на авиаремонтном заводе. На период проведения футбольных матчей к нам прибыли коллеги из других регионов республики. Наши лучшие сотрудники были командированы в Москву. Свою задачу в 1980-м мы выполнили достойно. Серьезных ДТП в Минске зарегистрировано не было.

Право на права

Как отмечает К. Андрончик, 90 лет назад в СССР не существовало единых правил движения. Но местные власти уже вводили отдельные ограничения. В качестве примера собеседник показывает копию постановления «О регулировании уличного движения» в Борисове, датированного 25 мая 1931 года. Некоторые вещи сегодня воспринимаются с улыбкой. Запрещалась езда наперегонки на автомобилях, мотоциклах, велосипедах и конях. Максимальная скорость движения по городу на легковушках не должна была превышать 25 км/ч, на автобусах — 15 км/ч, на велосипедах и конях — 8 км/ч. Категорически запрещалось водить машину лицам без надлежащей квалификации и свидетельства.

-4

Мой стаж вождения превышает полвека, — делится К. Андрончик. — В то время водителей называли шоферами, потому что они могли не только управлять автомобилем, но и самостоятельно его чинить, устранять неисправности. После окончания шоферских курсов нужно было пройти месячную стажировку, и лишь потом тебя допускали к работе. Теперь же, только получив водительское удостоверение, человек становится готовым водителем. Например, чтобы работать в такси, достаточно иметь права.

О культуре вождения

В новых ПДД записано, что участники дорожного движения не должны создавать препятствий и опасности для дорожного движения, обязаны действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, — обращает внимание собеседник. — Но всегда ли мы это соблюдаем? Однажды стал свидетелем нелепого ДТП. На перекрестке улиц Короля и Кальварийской остановилось несколько машин. Загорелся зеленый. Водитель на старой советской «Волге» первым начал движение. Это, по-видимому, задело даму на престижном авто. Легковушка резко рванула с места и пошла в занос. В итоге она налетела на бордюр и остановилась. Освободившись от ремня безопасности, молодая особа выругалась в адрес «обидчика», обвинив его в неуважении к слабому полу, и двинулась дальше. Вот другой пример. На круговой развязке проспектов Жукова и Дзержинского водитель джипа нагло подрезал другой автомобиль с левой полосы, где разрешено ехать только налево. Благо водитель последнего сбавил скорость и пропустил лихача, тем самым предотвратив столкновение. Наглый водитель даже не включил аварийку, чтобы извиниться.

-5

Примеров агрессивного стиля вождения можно привести много. Но мне хотелось бы, чтобы водители и пешеходы поняли наконец, что Правила дорожного движения едины для всех. Нужно быть уважительными друг к другу. Это залог безопасности.

Фото автора и из архива собеседника

Смотрите также: