Советская военная техника 70-х гг. к боевым условиям Афганистана подходила не всегда. Иногда технические средства приходилось дорабатывать. Находились и народные умельцы, которые из имеющихся вариантов техники и вооружения создавали нечто особенное.
В 1987 году 56 отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада стояла на охране дороги Кабуг-Гардез в провинции Пактия. Сюда и попал уроженец Минска Александр Метла.
Противостоял нашим в этих местах Джелалуддин Хаккани – командир не глупый и пользующийся уважением местного населения. У врага были свои излюбленные тактики нападения. Часто они затаивались в русле пересохшей реки. Сделав несколько залпов по колонне «шурави», тут же разбегались потайными тропами. Преследовать было бесполезно.
Или били со скал. Здесь можно было в ответ действовать навесным огнём. Но пока миномётчики устанавливали стационарную огневую точку, противник успевал скрыться из пределов досягаемости. Если же для прохода важной колонны миномётчики устраивали позицию заранее, мятежники могли их уничтожить ещё до прихода наших. При попытке работать «Градами», моджахеды спокойно наблюдали, как снаряды проносятся значительно выше их голов.
Александр Михайлович Метла замечал все недостатки и размышлял над тем, что можно сделать. Именно в его голове возник замысел установить проверенный, не раз выручавший наших солдат в Афганистане, миномёт 2Б9М «Василёк» в кузов обычного грузовика «Урал». Для самодельного лафета сделали противопульный щит, а корпус машины укрепили бронёй. Установка могла стрелять вкруговую.
Первое же использование произвело на боевиков неизгладимое впечатление. Был на пути колонн один участок, где засады устраивали особенно часто. В очередное нападение самоходный миномёт моментально развернули в сторону врага и дали несколько залпов. В сторону противника ушло больше сотни мин. Когда рассеялась пыль, оказалось, что ликвидировано не меньше шести десятков боевиков. Остальных в ближайшей видимости не наблюдалось. Больше на этом участке дороги они не появлялись.
Обрадованные бойцы смонтировали ещё несколько таких установок. Назвали по имени изобретателя – «Метла». Показали даже командующему армией Борису Громову. Он одобрительно отозвался об установке и изобретателе.
Александр Михайлович на этом с изобретательством не закончил. Для улучшения эффективности воздействия он предложил ставить на «Уралы» НУРСы, предназначенные для вертолётов, с ракетами воздух-земля. Получалась целая система залпового огня, только в уменьшенных масштабах. Новый комплекс назвали «Метла-2». Чаще всего блок с неуправляемыми авиационными ракетами устанавливали на башню БРДМ, которая вырезалась и ставилась в кузов «Урала». Эффект воздействия был ошеломляющим. Поэтому «духи» вели за «Мётлами» настоящую охоту.
Сам изобретатель в Афганистане был дважды контужен. И один из них – в бою с участием «Метлы». Просто не подумал, что 12-летний парнишка может бросить в борт гранату.
После вывода войск из Афганистана все «Мётлы» были утилизированы. Последняя из них оставалась в качестве памятника в Туркменистане, но «достали» и её. Зато успешную установку «шурави» оценили и поставили себе на вооружение бывшие враги. Теперь любой конфликт на Ближнем Востоке не обходится без её применения.
Александр Метла вернулся в родную Белоруссию. Был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Служил до 1992 года, ушёл в запас в звании полковника. Потом работал в строительных фирмах. С 2002 года создал и руководит благотворительным фондом «Память Афгана», за счёт которого восстанавливаются памятники, устанавливаются памятные доски, идёт помощь «афганцам», имеющим бытовые и медицинские проблемы.
Президентом Белоруссии награждён орденом «За службу Родине» III степени.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.