Я уже упоминал, какие особенные это рыбки – золотые. Одна из наиболее древних групп декоративных домашних животных. Фантастическое воплощение тысячелетних представлений человеческой цивилизации о живом-прекрасном. Упоминал также, что без золотых рыбок в доме/в саду чего-то настойчиво не хватает.
И еще не раз (надеюсь) буду обращаться к этой любимой моей рыбине, к этой притягивающей и бесконечной теме. Здесь же два небольших высказывания, на злобу дня.
Как полопаешь…
Если вдруг вы повстречаете моих золотых рыбок-жемчужинок, они наверняка начнут сетовать, что впроголодь у меня живут, не доедают/голодают.
Не верьте ни одному их слову (бульку).
Специально сделал эти не совсем пристойные фотографии, чтобы доказать свое алиби: с голодухи так кишечник не опорожняют. Причем постоянно. Так трогательно/забавно они кушают, так настойчиво бьются мордочками в стекло аквариума, завидев кого-либо поблизости – требуют и надеются. Невозможно устоять и не угостить их чем-либо. К тому же съедят они все съедобное.
Хотя сдерживаться, конечно, необходимо. И рыбок сдерживать.
Нету у золотых рыбок центра насыщения. А вот инстинкт пищевой есть, да еще какой. Поэтому в еде они неутомимы. До болезненного переедания. До смерти. Поэтому даже дни голодания им нужно устраивать.
Но не подумайте, что эта шаровидная форма туловища у них от переедания. Нет, это так задумано давней селекцией. Жемчужинка – самая шаровидная из золотых рыбок. Ее поэтому еще называют «Пинг Понг». При этом плавнички у нее коротенькие, а голова небольшая и узкая, со странным переходом к туловищу (сказал бы «шея», но шеи у рыб нет). Место перехода узкой головы к телу-шарику такое резкое, что их жаберные крышки в этой зоне резко вогнутые. А еще у них необычная полусферическая чешуя – отсюда и жемчужное название. Совсем особенная эта настоящая жемчужинка. Есть еще две жемчужные породы – львиноголовая и корончатая, они красавицы безусловные, но ближе к другим вуалехвостым, не такие самобытные.
Впрочем, я в этой заметке не про восхитительные породы. Про важную особенность содержания золотых рыбок. Волшебные, фантастические потомки карасей – одна из самых неопрятных, все загрязняющих и все разрушающих аквариумных рыб. Бешенной интенсивности энергозатратный обмен веществ, избыточное потребление и катастрофа для окружающей экологии (кого-то напоминает, не так ли?). Поэтому вода в местах обитания золотых рыбок нередко мутная, зелено-цветущая, с душком. Хоть в огромном аквариуме, хоть в декоративном бассейне, хоть в естественном пруду.
Во дворцах китайских императоров самые-самые удивительные золотые рыбки плавали в роскошных чанах. И их … не кормили. Плавают, роскошные, радуют глаз. Пока не умрут с голода. Их использовали как срезанные цветы – до увядания. Зато вода в чанах с рыбками была прозрачной и ничто не мешало любоваться сказочными достижениями селекции.
Современное аквариумоводство имеет обширный арсенал средств для предотвращения экологической катастрофы от энтропичных рыбок. Совершенные фильтры, компрессоры, кондиционеры; реактивы для снижения уровня загрязнения воды; эффективные корма. С использованием таких средств даже грязнуль-золотых рыбок можно содержать и радоваться. Правда, лучше без грунта. Правда, лучше без живых водных растений. Правда, лучше без других рыбок-соседей.
От качественного современного фильма ждешь жизненной правды и достоверности. Если это, конечно, не фэнтези и не философская метафора/гротеск. Любая фальшивая нота эту атмосферу нарушает. Один из самых распространенных фальшивых штампов – шаровидный аквариум с золотой рыбкой. С чистой водой и с какой-нибудь травинкой. Ну не может такого быть никогда! Уже через пару часов золотая рыбка в такой банке без продувания начнет задыхаться, вода же в ней очень быстро станет не по-киношному мутной. И исчезает правда жизни. «Неуд» режиссеру-постановщику, художнику и реквизиторам фильма.
Зачем мне две сотни мальков черных телескопов
Жемчужинок я подарил себе на недавний Новый год. Они еще маленькие, хотя и выросли за это время втрое. Отдельный аквариум занимают. А в соседнем с ним – совсем крошки, еще недавно – личинки. Едят тоже ого-го! Животики у них иногда так набиты – смотреть страшно. И тельца-то еще нет, а уже раздут и тянет ко дну пузырек живота. Но им необходимо – ведь и малькам, и мне хочется, чтобы они подросли поскорее. Это потомство обычных черных телескопов. Только очень классных – с безупречной конституцией и вполне в стандартах породы. И их у меня сейчас не менее двух сотен, обжор.
Черный телескоп – тоже очень обособленная порода золотых рыбок. В англоязычной литературе его называют Moor и у него все иное: не только выразительная внешность, но и физиология, и образ жизни. Если бы моор был природной формой, я бы без сомнения отнес бы его к отдельному виду. Но это – порода. Причем с подпородами – черная бабочка, например, или канувший в Лету черный московский телескоп (пишут, был с красными глазами).
Но, повторюсь, я же не породы тут представляю. Я про некоторые аспекты содержания.
Вот зачем мне эти две сотни телескопчиков? Разве что вырастить и продать (совершенно невыгодное, хлопотное и не увлекательное занятие). К тому же у меня три прекрасных взрослых экземпляра и жить эти рыбки должны лет 15. Почему/зачем разводить их?
Как мантру повторяю: живущее вокруг нас и у нас должно совершать полный свой жизненный цикл. А значит – и размножаться. В противном случае какая-то неполноценность мировосприятия и у питомцев, и у нас.
Но это некоторая общая данность. В случае же с золотыми рыбками (и моор – не исключение) важна вот какая особенность.
Потомство практически любых декоративных рыбок весьма однотипно. Если у вас плавает стайка данио, сомневаюсь, что вы индивидуально их распознаете. Если у вас разродится какая-нибудь самочка меченосца, все детишки ее будут одинаковыми, будто клонированными.
А вот у золотых рыбок иначе. Так сложна, так запутана генетика их селекции, что потомство у них невероятно неоднородное. Далеко не все, и даже не многие унаследуют родительские черты и признаки породы точь-в-точь. Немало будет и просто уродств, но и всевозможных необычностей. В общем, никогда не знаешь наверняка, какой именно окажется выращенная рыбка. Лотерея. И всегда есть надежда вытянуть выигрышный билет и вырастить удивительное чудо-юдо.
Кстати, аквариумисты наверняка обращали внимание, что на выставках большинство рыбок выставляется породами, и только золотые – индивидами, экземплярами.
200 телескопчиков – это мой лотерейный билет на улыбку Фортуны.
Мне, кстати сказать, один раз такой выигрыш улыбнулся. Но это – отдельная история.