Найти тему
Casus Belli

1885. Мастер-класс в Нуи-Боп: пришел, увидел, победил.

Оглавление

К началу 1885 года франко-китайская война во Вьетнаме была в самом разгаре. На северо-западном направлении французский гарнизон оказался в тяжелейшей осаде в крепости Туенкуанг; на Формозе десант попал в тупик, не имея возможности развить первоначальный успех, то на центральном направлении после успехов в октябре 1884 г были предпосылки для оптимизма.

Последовательно разбитые в боях при Ламе, Кеп и Чу части китайской Гуансийской армии отошли к Баклу и Дунсуну. Генерал Негрие закрепился в Чу, и ждал подкреплений; враждующие стороны разделяли какие-то семь километров. Весь ноябрь сохранялось относительное спокойствие, изредка нарушаемое перестрелками передовых дозоров, но затем произошла кровавая стычка, закончившаяся не в пользу французов.

16 декабря 1884 года в Хахо (северо-осточнее Чу) сильный китайский отряд устроил засаду, в которую угодили две роты Иностранного легиона. Все повторилось: французы шли без разведки и боевого охранения, сразу потеряли нескольких офицеров и понесли чувствительные потери. Легионеры смогли прорвать кольцо окружения и выйти, но при этом оставили на поле боя своих мертвых. Это автоматически вело к надругательству над телами: китайцы, получавшие вознаграждение за каждого убитого француза, резали трупам головы, которые затем предъявляли в качестве доказательства своих побед. Несмотря на то, что Негрие немедленно организовал преследование, покарать рейдеров не удалось.

-2

Хотя армия Гуанси была вынуждена отступить в октябрьских боях, ее командиры не теряли надежды прорваться в дельту Красной реки. Движимые отчасти голодом, а отчасти осознанием того, что французы рано или поздно перейдут в наступление на север, китайцы возобновили попытки закрепиться в долине Люк-Нам. Через неделю после засады в Ха-Хо 12 000 китайских солдат заняли горный массив Нуи-Боп в 18 км к востоку от Чу, и начали строить там большой укрепленный лагерь. Китайскими войсками командовал Ван Дебанг , один из наиболее компетентных генералов армии Гуанси, разбивший в июне 1884 г. при Баклу французскую колонну.

Китайские солдаты, за три месяца разграбившие в поисках еды все окрестные деревни, возбуждали к себе ненависть среди вьетнамских крестьян. 23 декабря во французском штабе в Чу появилась делегация жителей деревни Лиеншон. Именно она предупредила подполковника Доннье о присутствии крупных китайских сил у высот Нуи-Боп. Вьетнамцы сообщили весьма точные сведения о расположении и силах противника.

-3

Китайцы построили линию из четырех фортов (фортом во французских документах называется полевой укрепленный лагерь), чтобы защитить себя от нападения с юга. Каждое из этих укреплений было обнесено частоколом, а также прикрывалось артиллерийскими батареями. Всего у китайцев было десять крупповских казнозарядных орудий и несколько десятков дульнозарядных пушек.

Каждое из этих прекрасно организованных укреплений было тщательно обустроено. Прикрывающий форт глиняный парапет внутри и снаружи покрывался своего рода бамбуковой циновкой; отдельные глиняные «кубики» соединялись жгутами и бамбуком.
Парапетам предшествовал ров глубиной до полутора метров с зубчатым гребнем. Перед рвом находился двойной частокол из соединенных между собой прочных бамбуковых стеблей.

В центре позиции находилась батарея из четырех пушек Круппа. Вторая крупповская батарея, шестипушечная, была установлена в восточном форте.

Надежду вселяло то обстоятельство, что, по словам вьетнамцев, строительство китайских сооружений еще не было полностью завершено.

Панорама Нуи-Боп
Панорама Нуи-Боп

Французы не могли позволить такому крупному отряду спокойно закрепиться в Нуи-Боп, в опасной близости к своей основной базе в Чу: Ван Дебанг мог отсюда угрожать флангу и коммуникациям экспедиционного корпуса. В конце декабря Бриер де л'Иль прислал подкрепления в Чу, приказав де Негрие в начале января 1885 года перейти в наступление.

Всего у Негрие имелось около 2 тысяч штыков:

  • Линейная пехота подполковника Гербингера:
    111-й батальон (Фор);
    143-й батальон (Фарре).
  • Сводный батальон морской пехоты (Майяс).
  • 3-й батальон 3-го алжирского полка тиральеров (Мибьель).
  • 2-й батальон 1-го полка Иностранного легиона (Деге).
  • Рота тонкинских стрелков (Бо-Кен).
  • Артиллерия:
    11-я батарея (4 орудия) 12-го артиллерийского полка (Журди)
    12-я батарея (4 орудия) 12-го артиллерийского полка (де Саксе).
  • Инженерное отделение (лейтенант Жюльен).
  • Отделение оптической телеграфии (два поста).
  • Фельдшерский пункт (фельдшер 2-го класса Бодо).

Избегая лобовой атаки, де Негрие повел своих людей по горной тропе на южному берегу реки Люк Нам, к броду у деревни Дао-Бэ. В случае успеха этого маневра, ему удалось бы охватить левый фланг китайцев. Движение в этом направлении должно было отрезать противнику пути отступления на Чу. Поскольку местность кишела цинскими лазутчиками и осведомителями, для отвлечения внимания противника на противоположный фланг Негрие отправил роту иностранного легиона под командованием майора Доннье для проведения демонстративных действий.

Подполковник Гербингер
Подполковник Гербингер

Колонна Негрие вышла из Чу в 6 часов утра 3 января 1885 г. Авангард, состоящий из батальона морской пехоты, батареи Журди и тонкинских стрелков, возглавил комендант Майяс, а подполковник Поль-Гюстав Гербингер вел основные силы (три пехотных батальона и батарею де Саксе). В авангарде двигался инженерный взвод с мулами, нагруженными лопатами и кирками – во многих местах путь приходилось буквально прорубать. Небольшой арьергард охранял обоз. Идти пришлось в туманную погоду, по трудной тропе, изрезанной большим количеством ручьев и оврагов, скользкие склоны которых приводили к многочисленным заторам.

Схема боя при Нуи-Боп
Схема боя при Нуи-Боп

Туман на добрых два часа задержал движение. К восьми утра колонна переправилась на южный берег реки Люк-Нам, после чего двинулась на восток к броду Дао-Бэ. Вопреки обещаниям проводника, выяснилось, что северный берег представляет собой трехметровый отвесный обрыв, выйти на который без пандуса невозможно. Инженеры немедленно приступили к работе. Сам брод был глубок, течение очень быстрое, январская вода – холодная. О том, с какими сложностями проходила переправа, говорит тот факт, что к трем часам дня удалось переправить один лишь авангард, а полностью войска Негрие смогли преодолеть реку к полуночи.

Едва Майяс оказался на северном берегу, как Негрие отправил его на поиск противника. Долго искать не пришлось: менее чем в миле от французов, на склонах Нуи-Боп и у его подножия были видны длинные цепи китайской пехоты. В лесу, расположенном между рекой и основными позициями китайцев, находились стрелки. Французская колонна была замечена еще при переправе через реку, и у китайцев оказалось достаточно времени, чтобы подготовиться к отражению атаки.

Первая атака китайцев
Первая атака китайцев

Негрие сформировал три эшелона. Первую линию составил авангард– пехотный батальон Майяса, тонкинские стрелки и батарея Журди. Во второй линии находились 111-й и 143-й батальоны и батарея де Саксе. Батальон тюрко де Мибьеля образовал третью линию. Второй и третий эшелоны пополнялись по мере того, как войска оказывались на северном берегу.

Бой начался с атаки китайцев, поддерживаемой огнем из рощи. Этот удар без труда был отбит морскими пехотинцами.

Французская артиллерия заняла позицию на холме справа от дороги и ровно в четыре часа дня открыла огонь по китайским стрелкам. Французские пушки вели огонь по господствующей высоте. Морской пехоте было приказано атаковать в лоб ne самую рощу, где засели китайские стрелки, в то время как 143-й батальон должен был подняться на холмы справа, чтобы обойти позицию противника и отбросить левое крыло китайцев в долину Фонгкот (долина представляла собой заболоченные рисовые поля, посреди которых располагалась деревня). 111-й батальон и алжирцы де Мибьеля временно были оставлены в резерве.

Атаковав с фронта и фланга, Майяс быстро очистил рощу. Рота капитана Салля, увлекшись преследованием, внезапно обнаружила себя в глубине китайских позиций, под плотным ружейным огнем с окружающих высот. Чтобы выручить оказавшуюся в затруднительном положении роту, артиллерии срочно пришлось ставить заградительный огонь, а остальной части батальона Майяса и 143-му батальону капитана Ферре – атаковать и отбросить окружавших Салля с флангов цинских солдат. Салль отвел своих людей в недавно очищенный лес, а батальон морской пехоты начал закрепляться на отвоеванной позиции.

-8

Батальон Ферре атаковал противника справа. Сломив упорное сопротивление китайцев, Ферре с немалым трудом удалось закрепиться на возвышенности, но между ним и другими войсками образовалась брешь. Китайцы заметили это и попытались ударить в стык, но лейтенант Делож во главе одной из двух резервных рот 143-го батальона отразил эту атаку, а затем контратаковал.

После нескольких мгновений шквального огня 143-й полк бросился в атаку. Впереди всех идет офицер высокого роста. Это лейтенант Делож, молодой бретонец двадцати семи лет, сын банкира из Морле. Делож выделяется своим гренадерским ростом (в офицерском училище Сен-Сир он даже спал на особой кровати).
Его храбрость соответствует росту: первым взобравшись на вершину холма, Делож замечает расшитое золотом желтое шелковое знамя в окружении китайских солдат. Лейтенант подбегает к этому флагу, рубит саблей офицера, и, схватив свой трофей, торжествующе размахивает им.

Французов немало удивила форма китайских солдат: рыжевато-коричневая, с черными полосами на голове и плечах. Как позже стало известно от пленных, это был полк Желтого знамени «Императорский тигр». Обычно небольшие группы солдат этого полка прикомандировывались к другим частям; их основной специализацией была защита от кавалерии.

Когда Делож с горсткой людей устремился на них, «тигры» в панике дали залп с близкого расстояния, ни в кого не попав – прицел был взят слишком высоко. Штыкового боя «желтознаменные» не приняли и побежали.

К половине шестого передовые французские части в основном очистили окрестные холмы. Противник вел себя довольно пассивно, предприняв единственную нерешительную попытку контратаковать 143-й батальон, но не преуспев в этом. Через полчаса стремительно наступила ночь – в тропиках сумерки очень коротки. Вступившим в бой войскам было приказано ждать на своих позициях восхода луны.

-10

Де Негрие справедливо полагал, что противник деморализован, и стремился максимально использовать это обстоятельство. Не давая отдохнуть утомленным переходом и боем солдатам, в час ночи он приказал Гербингеру двигаться вперед и выбить цинские войска из деревни. Вовремя: оказалось, что китайцы под покровом темноты вывели оттуда свой гарнизон, и батальон Фора занял деревню без сопротивления.

За время кампании французы уже привыкли к ночным контратакам китайцев; те не изменили излюбленной тактике и на этот раз. Незадолго до рассвета 4 января Ван Дебанг при поддержке артиллерии западного форта предпринял яростную попытку отбить утраченные позиции.

В пять тридцать была внезапно атакована рота капитана Вердье (111-й батальон), находившаяся в боевом охранении близ деревенской пагоды. Одновременно противник начал обстрел Фонгкота. Цинским солдатам удалось окружить роту Вердье. Когда завязалась отчаянная перестрелка на дистанции револьверного выстрела, капитан приказал рядовому Меффре попытаться пробиться через китайские порядки и привести помощь. Молодой солдат сумел незамеченным проскочить мимо китайцев и достиг штаба, где передал сообщение Вердье подполковнику Гербингеру.

Бой при Нуи-Боп
Бой при Нуи-Боп

Гербингер самоуверенно заявил, что Вердье паникует, и отправил ему в качестве поддержки… десятерых бойцов. К счастью, другие офицеры более адекватно оценивали ситуацию. Капитан морской пехоты Тайланд со своей позиции видел, что рота Вердье находится на грани уничтожения, и, не дожидаясь приказа, повел своих людей на помощь. К этому времени стрелковый бой перешел в рукопашную схватку. Сам Вердье был ранен, но противника удалось на время отбросить. В это время на левом фланге появились морпехи. Две французские роты контратаковали и обратили противника в бегство. Воспользовавшись этим, 111-й батальон также перешел в атаку, ударил в штыки, и на плечах бегущих ворвался в передовую траншею.

Больше Ван Дебанг атаковать не пытался. На рассвете де Негрие лично провел рекогносцировку китайских позиций. Основная линия обороны противника состояла из траншеи между Фонгкотом и рекой Сиу Ньен; она прикрывала дорогу, ведущую из Лонгшона в Каосай. С флангов позицию прикрывали два форта на холмах (Западный и Восточный). Еще несколько фортов виднелись за рекой Сиу Ньен, на нижних склонах гор Нуи Боп.

-12

Первой целью французов стал форт на холме за деревней Тай-Тун, неподалеку от позиций морской пехоты. После мощного обстрела батальоны Майяса и Ферре взяли его, защитники сложили оружие. Разгоряченный боем взвод лейтенанта де Коломба «на адреналине» двинулся к китайскому редуту, защищаемому несколькими сотнями человек. Если бы он попытался атаковать эту позицию, то, несомненно, был бы отбит с большими потерями. К счастью, лейтенанту удалось удержать своих солдат.

Вскоре довольно легко были также взяты три форта на левом фланге противника, а их защитники обратились в бегство. Два из трех фортов захватила рота алжирцев капитана Шируа, потерявшая при этом девятерых ранеными, но взявшая шесть крупповских орудий в полной исправности. У Вана Дебанга оставался единственный форт в центре. Его прикрывала стрелковая цепь, расположившаяся вдоль ручья.

-13

В 11 часов началась решительная атака. Сперва пушки обстреляли усиленный частоколом редут, примыкавший к южной стороне форта. Вслед за этим рота морских пехотинцев капитана Бургиньона бросилась на штурм. Защитники, до того лежавшие во рву, встали и начали яростно отстреливаться. В этот момент удачно пущенный снаряд вынес кусок частокола, морская пехота устремилась к пролому. Защитники отступили в форт, продолжая вести огонь; впрочем, это не могло уже помешать морпехам, преодолевшим бруствер. Через 15 минут после начала атаки последние из уцелевших защитников форта подняли руки, а на флагштоке взвился французский флаг.

Артиллерия Негрие сосредоточила огонь на длинных колоннах беглецов, сея смерть в их рядах. Лишь отсутствие у французов кавалерии позволило Вану Дебангу избежать полного разгрома.

Тем временем 143-й батальон и алжирские стрелки совершали тактический обход правого фланга противника. Вскоре весь укрепленный лагерь был в руках французов.

Потери и трофеи

Французы потеряли 19 нижних чинов убитыми и 62 - ранеными. Кроме того, были ранены три офицера: капитан Вердье и лейтенант Симони из 111-го линейного батальона, и 2-й лейтенант Ларриб из тонкинских стрелков.

Победителям достались многочисленные знамена, пушки, оружие, боеприпасы, палатки, лошади, инструменты, припасы, офицерский багаж…

Самым ценным трофеем, конечно, стали крупповские пушки. Помимо них было взято множество современных винтовок - "винчестеры", "мартини-генри", "ремингтоны" и "энфилды". В одном из фортов были обнаружены боевые ракеты и снаряжение для дистанционного электроподрыва: гальванометр, провода, электрозапчасти, все новое и в отличном состоянии.

При отступлении китайцы оставили на поле более 500 убитых и множество раненых, которых французы безжалостно добили. Таким образом было уничтожено множество китайских солдат. В плен попали лишь несколько здоровых; они стали ценным источником информации. По окончании боевых действий их освободили и даже выплатили им небольшие суммы.

Итог

Победа при Нуи-Бопе, одержанная против шестикратно превосходящих сил противника, стала самой впечатляющей в карьере де Негрие. Очистив Нуи Боп от китайцев, де Негрие устранил угрозу своему правому флангу и обеспечил французской базе в Чу свободу маневра, необходимого для ведения кампании против Лонгшона. Безжалостное убийство раненых на сей раз прошло мимо европейского общественного мнения, никак не повлияв ни на карьеру генерала, ни на дальнейший ход войны.

Casus Belli в Telegram:
https://t.me/CasusBelliZen.

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Ссылка для желающих помочь проекту:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6