Найти в Дзене

Спор, конфликт и медиация

Медиация — ведение переговоров по урегулированию спора с помощью независимой третьей стороны. Фото из Интернета
Медиация — ведение переговоров по урегулированию спора с помощью независимой третьей стороны. Фото из Интернета

Конфликты, как столкновение мнений, взглядов и интересов, представляют собой естественный и необходимый атрибут любых социальных отношений. В одних случаях они могут способствовать их развитию, расширяя и обогащая содержание, в других — создавать почву для деструктивных реакций, нанося ущерб не только оппоненту, но и самим себе.

Динамика развития межличностных конфликтов такова, что предмет первоначального спора при вовлечении эмоций быстро отодвигается на второй план, уступая место оценочным характеристикам самого оппонента, его «отрицательным» сторонам и «отвратительным» личным качествам.

К тому же происходит искажение восприятия (точнее приписывание) мотивов действий и поступков каждой стороне, создавая своеобразный демонический фон, что позволяет легко находить «подтверждение» своих нелицеприятных первоначальных выводов. Предвзятость становится барьером на пути поиска приемлемых решений и урегулирования спорных вопросов, поскольку вторичные наслоения, имеющие яркую эмоциональную окраску, затронули такие чувствительные для каждого человека зоны, как собственное достоинство, уважение, гордость, значимость.

С накалом страстей стороны конфликта перестают рационально и взвешенно воспринимать ситуацию и поиск взаимовыгодных решений для обоих становится трудноразрешимой задачей. Вместе с тем, насущные жизненные обстоятельства все же требуют нахождение такого решения, без которого просто невозможно обойтись. Например, вопрос о воспитании ребёнка и его общении с родственниками при разводе супругов.

Очевидно, что судебные решения по существу обозначенного спора по форме могут разграничить зоны ответственности, но по содержанию они всегда будут от этого далеки, поскольку отсутствует самое важное — внутренняя договоренность, психологическая готовность к сотрудничеству и обоюдное признание общих потребностей.

Для решения именно этих вопросов — достижение психологической внутренней договоренности и добровольное следование взятым на себя обязательствам создана и набирает популярность такая нужная в практическом ключе технология, как МЕДИАЦИЯ.

Медиация построена на принципах поиска взаимовыгодных для обоих сторон решения спорной ситуации без включения в неё принципа состязательности. Фото из Интернета
Медиация построена на принципах поиска взаимовыгодных для обоих сторон решения спорной ситуации без включения в неё принципа состязательности. Фото из Интернета

Медиация представляет собой процедуру мирного урегулирования спора путем добровольных переговоров при участии независимого и непредвзятого посредника.Посредник помогает сторонам конфликта выработать приемлемое для обоих решение, не навязывая свою точку зрения, не оценивает и не ищет «правых» и «виноватых». Он помогает сторонам конфликта проанализировать и пояснить создавшуюся ситуацию, обсудить ее и найти решение, которое в равной степени устроило бы обе стороны.

Для того, чтобы процесс переговоров носил конструктивный характер, был понятен и безопасен, в медиации существуют принципы и правила, соблюдение которых помогает сторонам эффективно работать и в итоге договориться.

Основными принципами, на которых строится медиации, являются принцип равенства и сотрудничества сторон, добровольности участия, нейтральности посредника и конфиденциальности. Соблюдение этих правил является аксиоматическим, поэтому игнорирование их сторонами или неоднократное из нарушение автоматически ведёт к прекращению медиации. Следить за правилами поведения участников переговорного процесса и помогать находить точки взаимовыгодных интересов — обязанность посредника (медиатора). Вместе с этим медиатор не вправе брать на себя ответственность за выработанное решение, лишая тем самым ответственности и волевого желания сторон.

Проведение медиации невозможно реализовать без теоретических и практических знаний технологии процесса медиации, ее структурных компонент, последовательности и содержания стадий. Кроме этого, медиатор должен обладать компетенциями, связанными не только со знаниями о психологии общения, психологии индивидуальных различий, конфликтологии, возрастной и социальной психологии, но и обладать соответствующими практическими навыками их использования.

Немаловажную роль играет личность самого медиатора, его характерологические особенности, а именно то, как он выстраивает процесс коммуникации, реагирует на эмоциональные накалы страстей у противоборствующих сторон и сопротивление.

Как показывает практика, не менее 80% потенциальных конфликтов имеют тот или иной вариант взаимовыгодного решения, который на момент начала медиации может даже не предполагаться сторонами спора. Однако то, что ещё не очевидно, не означает, что этого ещё не может быть никогда. Поэтому всегда отрадно слышать, когда после нахождения выгодного для обоих сторон решения, говорят: «Интересно, почему мы раньше об этом не додумались?».

Автор материала: Сипягин Дмитрий Вячеславович, кандидат психологических наук

Буду кране признателен за оставленные отзывы и комментарии! Всем добра!