Страниц: 300
Цикл: дилогия «Убыр», №1
Оценка: 10/10
Первое издание: 2012 г.
Увлекательность: 10/10
Прописанность героев: 9/10
Сюжет: 9/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 10/10
Идея: 10/10
Изначально эту книгу Шамиль Идиатуллин опубликовал под псевдонимом, а в 2018 году вышло переиздание под реальным именем автора. Пожалуй, это самое известное его произведение, но я почему-то долго обходила его стороной. Смущало почему-то название.
Роман написан в жанре мистического триллера и по большей части основывается на татарской мифологии.
Родители главного героя уезжают в деревню на кладбище, но возвращаются какими-то странными. Странность эта всё растёт и растёт, и мальчик принимает решение сгрести в охапку маленькую сестру и поехать на электричке к дедушке. Однако до него они не доезжают, оказываясь в очень странных местах.
«Убыр» покорил моё сердце. Бесповоротно и навсегда. Мне захотелось взять отпуск и поехать в Казань: прикоснуться хоть частично к тамошним привычкам и татарским сказкам.
Написан он невероятно сочно. Давно со мной не было такого, чтобы настолько яркие передо мной вставали образы. Я по уши погрузилась в атмосферу, поверила каждому написанному слову. Больше всего в этом плане меня поразил момент, когда Наиль и его сестра Диля были вынуждены сойти с электрички и оказались на каком-то полустанке: платформа, закрытая билетная касса с расписанием и больше ничего. Расписание говорит, что следующая электричка утром, а на улице стылый вечер, от мороза вырывается пар при дыхании, а рядом вообще никого.
Я не знаю, в чём секрет такого реалистичного текста. Возможно, дело просто в родственности культурного кода, в том, что все мы знаем такие вот полустаночки и сами боимся оказаться в такой ситуации. Возможно, все мы в детстве боялись, что однажды вечером с работы придёт не родитель, а монстр в его обличии. Помню, как меня в детстве испугал восхитительный мультфильм Миядзаки «Унесённые призраками»: особенно та сцена, где девочке показывают стойло с хряками. И, кстати, как мне кажется, по основе «Убыр» очень похож на «Унесённых призраками»: основывается на мифологии, главный герой ребёнок остаётся один и вынужден сам исправлять ситуацию.
Сюжет в романе очень динамичный и даже непредсказуемый. Вроде бы должно быть по канонам всё просто: главный герой борется со злом, добро побеждает. Но всё это обёрнуто во множество слоёв сюжетных поворотов, которые извиваются, не давая рассмотреть, что тебя ждёт в конце.
А про татарский фольклор я должна сказать отдельно. Начнём с того, что дальше Нижнего Новгорода я никогда не уезжала, а с татарской мифологией меня связывают только стикеры, которые коллега привезла из Казани. Она объяснила, кто есть кто, но эта информация задержалась у меня в голове буквально на пару дней.
Поэтому для меня стало большим открытием сочетание понятного и известного мне постсоветского быта с панельками и татарских традиций. Вроде бы всё знакомое, а культура другая. А уж когда в основу мистической книги ложится дотоле незнакомая мне мифология — мне остаётся лишь согласиться и наслаждаться.