Найти в Дзене
Повествователь

Основной боевой мотоцикл вермахта

В советских фильмах о Великой Отечественной войне вам наверняка приходилось видеть как впереди немецких танковых колонн, состоящих из советских послевоенных танков, загримированных под немецкие танки, движутся группа мотоциклистов на советских же мотоциклах М-72. Но если советские танки сколько бы их не гримировали в роли немецких танков все равно не имели полного сходства, то для того чтобы поверить, что снявшиеся в фильмах советские М-72 на самом деле являются немецкими мотоциклами, не приходилось даже особо напрягать фантазию.
Советский М-72 является копией немецкого мотоцикла BMW R71 История же этого мотоцикла основного мотоцикла началась в далёком 1905 году и началась она не в Германии, а на берегах Британского королевства. Тогда больше века назад инженер Джозеф Бартер решил превратить в мотоциклы выпускаемые его мастерской велосипеды. Для замышляемого им мотоцикла выпускавшегося впоследствии под маркой "FAIRY" Бартер даже разработал весьма необычный, по тем временам двигатель

В советских фильмах о Великой Отечественной войне вам наверняка приходилось видеть как впереди немецких танковых колонн, состоящих из советских послевоенных танков, загримированных под немецкие танки, движутся группа мотоциклистов на советских же мотоциклах М-72. Но если советские танки сколько бы их не гримировали в роли немецких танков все равно не имели полного сходства, то для того чтобы поверить, что снявшиеся в фильмах советские М-72 на самом деле являются немецкими мотоциклами, не приходилось даже особо напрягать фантазию.
Советский М-72 является копией немецкого мотоцикла BMW R71

М-72
М-72

История же этого мотоцикла основного мотоцикла началась в далёком 1905 году и началась она не в Германии, а на берегах Британского королевства. Тогда больше века назад инженер Джозеф Бартер решил превратить в мотоциклы выпускаемые его мастерской велосипеды. Для замышляемого им мотоцикла выпускавшегося впоследствии под маркой "FAIRY" Бартер даже разработал весьма необычный, по тем временам двигатель. Особенностью которого состояла в оппозитном расположение цилиндров по бокам от картера. Джозеф Бартер один из первых решил устанавливать оппозитный двигатель на мотоциклах.

FAIRY
FAIRY

Оппозитный двигатель является разновидностью v-образного двигателя, лишь с той разницей, что угол разворота цилиндров равен 180 градусам. Таким необычным расположением цилиндров Бартер сумел добиться более низкого расположения центра тяжести, что по его мысли должно
было снизить вероятность опрокидывания входящего в крутой вираж мотоциклиста. Помимо этого расположение цилиндров друг напротив друга, способствовало взаимному гашению вибраций, что заметно улучшало комфорт от поездки.

В 1907 году фирму Бартера купили братья промышленники Дугласы после чего мотоциклы с оппозитными двигателями Бартера стали выпускаться под маркой "DOUGLAS".

DOUGLAS
DOUGLAS

Звездный час мотоциклов Дуглас настал во время Первой мировой войны за годы которой в британскую армию было поставлено более 70 тыс. мотоциклов этой марки. Некоторая часть в качестве боевых трофеев попало к немцам на изучение немецким инженерам.

Но после окончания Первой мировой войны, по итогам Версальского договора Германии запретили иметь боевую авиацию, а именно двигатели в то время были единственной продукцией BMW. Оставшись без заказов, фирма BMW оказалась в тяжелой ситуации и 1920 году получает единственное предложение на разработку и производство мотоциклетного двигателя от нюрнбергской фирмы VICTORIA, решивший производить мотоциклы вместо велосипедов. В дальнейшим производственные мощности перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. Первым мотоциклом выпущенным на заводе BMW, разработанным конструктором Максом Фрицем стал, малоизвестный мотоцикл R32.

BMW R32
BMW R32

В отличие от британского мотоцикла "DOUGLAS", мюнхенского "Helios" и нюрнбергской "Victoria" у которых двигатели были расположены поперечно, что было вызвано применением цепной передачи от двигателя к ведущему колесу. BMW R32 получил продольное расположение двигателя, которое стало возможным при переходе с цепной передачи на карданную, а благодаря развороту двигателя на 90 градусов оба его цилиндра получили надежное охлаждение набегающим потоком воздуха. Карданная же передача примененная вместо цепной сделала мотоцикл более надежным, в том числе при движении по размокшим дождями грунтовым дорогам, где цепь часто забивалась грязью.
Успех мотоцикла R32 как на рынке так и спортивных состязаниях привел "бмвшников" к мысли разработать на его основе чисто спортивную версию эта версия получившая индекс R37.
В следующей модели R11 образца 1929 года решили поднять мощность двигателя путем увеличения рабочего объёма и диаметром цилиндра и ход поршня. Мотоцикл R11 и стал первым немецким боевым мотоциклом правда только в 1931 году его приняли на вооружение. Именно R11 оборудованные коляской и стал первым пулемётным мотоциклом германской армии. В 1935 году на смену мотоциклу R11 пришла очень похожая на неё модель R12.

R12
R12
R12
R12

В отличие от предыдущей модели R12 получила телескопическую переднюю вилку с гидравлическим амортизатором, четырех ступенчатую коробку передач и ещё ряд небольших новшеств.

BMW R12
BMW R12

Появление мотоцикла BMW R12 совпало по времени с
принятием на вооружение пулемета MG-34. Часть выпускаемых BMW R12 стали комплектоваться кронштейнами для установки пулемётов на мотоциклетные коляски. На некоторых экземплярах имелось два кронштейна, один крепился в передней части люльки, другой же вставлялся в трубу, стопорящий запасное колесо, обеспечивая
пулемету возможность ведения зенитной стрельбы.
К началу Второй мировой войны мотоцикл BMW R12 стал самым распространённым мотоциклом вермахта. Хочется добавить, что немецкие инженеры продолжали работать на улучшения  выпускаемых мотоциклов, мощности двигателей, технической оснастки, появление заднего привода, тяги на колесо мотоциклетной люльки.
Выпуск новых моделей BMW R71,R75, не получили такого широкого распространения, как модель R12.

BMW R71
BMW R71

Хочется добавить, что модель BMW R71 стала прототипом советского оппозитного мотоцикла М-72 и заложила основу для дальнейшего развития советской мототехники.

R75
R75

Во время военных кампаний в Польше и Франции мотопехотные части вермахта показали себя с отличным стороны, а именно имея высокую мобильность и скорость перемещения срывали оборонительные приготовления, заставая противника врасплох, захватывали важные объекты и удерживали их до подхода основных сил.

-10


Вo время боевых действий на территории Советского Союза им удавалось это делать всё реже и реже, и не только благодаря бездорожью.

-11

Дело в том, что при всех своих достоинствах мотоцикл обладал непреодоленным недостатком, полным отсутствием какого бы то ни было бронирования. Если мотоциклистам попадался стойкий противник их участь оказывалась весьма незавидной. Поэтому со временем выполнение боевых задач, которые раньше выполняли мотоциклисты стали всё
чаще поручать подразделениям бронеавтомобилей.