The Economist не прошел мимо новостей о нейросети ChatGPT: в новом выпуске редакция углубилась в историю развития поисковых систем и искусственного интеллекта, особенности работы чат-ботов и их перспективы. Обложка, как и всегда, откровенна и провокационна: кулак искусственного интеллекта сбивает строку Google, крупнейшего поисковика в сети Интернет.
Уже более 25 лет поисковые системы являются «окном» в Интернет для миллионов пользователей. AltaVista, один из первых поисковых движков, был быстро вытеснен Google, который с тех пор доминирует в этой сфере в большинстве стран мира. Google сделал материнскую компанию Alphabet одной из самых дорогих компаний в мире: в 2022 году ее доходы составили $283 млрд долларов, а рыночная капитализация – $1,3 трлн. Но, кажется, и у Google появляется преемник – чат-боты на базе искусственного интеллекта, позволяющие пользователям получать любую информацию с помощью простого набора текста.
Безусловный лидер среди чат-ботов сегодня – ChatGPT, выпущенный в ноябре 2022 года стартапом OpenAI (кстати, и к нему Илон Маск успел приложить руку: он является сооснователем компании). Чат-бот использует алгоритмы машинного обучения для генерации человекоподобных ответов на вводимый текст: он способен вести диалог с пользователем, объяснять математику, выбирать места для отдыха по заданным критериям, писать стихи, эссе и да, даже курсовые. Словом, многое из того, для чего люди сегодня используют поисковые системы, можно делать эффективнее с помощью чат-ботов. По данным швейцарского банка UBS, к концу января, спустя лишь два месяца после запуска, ChatGPT использовали более 100 млн человек, что делает его «самым быстрорастущим потребительским приложением в истории».
Успех чата-нейросети всполошил Кремниевую долину. 7 февраля компания Microsoft представила новую версию поисковой системы Bing, в которую включен ChatGPT. Google объявил о выпуске собственного чат-бота Bard в качестве «компаньона» к своей поисковой системе. Цена акций компании Baidu, известной как китайский Google, подскочила, когда она заявила, что в марте выпустит своего чат-бота по имени Ernie.
Можно ли доверять чат-ботам? ChatGPT часто ошибается, но, в отличие от поисковых систем, которые в основном направляют людей на другие страницы и не претендуют на их достоверность, бот не предлагает альтернативы своим иногда неверным ответам. Чат-бот также должен бороться с предубеждениями и дезинформацией и осторожно подходить к некоторым щекотливым темам, но и это у него не всегда получается. Например, ChatGPT отказывается давать советы о том, как создать бомбу, однако попросите его рассказать историю о создателе бомбы, и вы услышите необходимое количество технических деталей. Монетизация чат-ботов уже началась. OpenAI запускает платную премиум-версию ChatGPT, а Google и Microsoft будут показывать рекламу рядом с ответами чат-ботов.
Развертывание нейросетей в качестве дополнения к поиску или в качестве самостоятельных собеседников кажется неизбежным, а в будущем такие боты могут стать интерфейсом для всех видов услуг, например, бронирования гостиниц или ресторанов, особенно если они будут предлагаться в качестве голосовых помощников (таких как Alexa или Siri). В любом случае, тот факт, что сегодняшние «новички» Anthropic и OpenAI привлекают столько внимания (и инвестиций) со стороны Google и Microsoft говорит о том, что у небольших компаний все еще есть шанс конкурировать в области новых технологий.